Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Валерий Соловей о протестах: наперед никогда не знаешь, перещелкнет в головах людей или нет

Валерий Соловей

Прошлый текст я посвятил идее внезапности перемен. Но чтобы они начались спонтанно снизу важны два фактора: численность собравшихся и готовность к сопротивлению. Их лучше всего рассмотреть на примере грядущих 23 января выступлений. 

Хотя я повторяю мантру о непредсказуемости массовой динамики, похоже, суммарная численность этих акций будет самой высокой с 2018-2019, а география – общероссийской. Но насколько многочисленной акция окажется в Москве? С моей точки зрения, если выйдет меньше 10 тыс. человек, это трудно считать успехом. Уж очень широкая воронка «входа» – под 40 млн просмотров (в тот момент, когда я пишу) фильма о дворце Путина плюс десятки миллионов просмотров призывов к поддержке Навального. По идее, конверсия, то есть проявление активности, должна быть значительной. Любой результат выше 10 тыс. я бы назвал успешным, а 20 тыс. – просто замечательным. Подчеркиваю, что имею в виду именно Москву. 

Но еще важнее поведение людей: изменится оно или останется стереотипным. Я склоняюсь ко второму. Скорее всего, сохранится модель заинтересованных наблюдателей: съемки на мобильные телефоны и  скандирование «Позор!», пока ОМОН выхватывает и «винтит». Между тем, без изменения модели поведения даже колоссальная численность протестующих, как показывает опыт Белоруссии, не меняет ровным счетом НИЧЕГО. 

Из мирового опыта протестов следует, что есть два универсальных триггера изменения массового поведения. И оба психоэмоциональные. Первый – прочувствованное сильное стремление к свободе и справедливости. Второй – обида и желание мести. Причем второй более сильный, чем первый. Фактически, триггером здесь оказывается жестокость власти, вызывающая реакцию негодования со стороны общества. 

Правда, даже при таком сильном стимуле наперед никогда не знаешь, перещелкнет в головах людей режим со «спасайся и беги» на «встань и сражайся» или же нет. На Украине в 2013-2014-м году переключатель сработал. В Белоруссии, несмотря на чудовищные зверства, нет. России в 2021-м году придется проверять на собственном опыте.

Автор — политолог, доктор исторических наук Валерий Соловей

Обращение Валерия Соловья в связи с арестом Алексея Навального

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *