Потеря устойчивости. А.Несмиян о кризисе в российском ЖКХ
Нынешние коммунальные аварии продолжают идущие в стране локальные кризисы, просто теперь не в сфере экономики, а в области жизнеобеспечения. Однако структурно это все то же самое: ключевой причиной каждого такого кризиса является хронически и критически низкий уровень устойчивости каждой из попадающих в кризис систем, будь то система обеспечения яйцами, топливом, куриным мясом или теплом. Все эти системы либо «оптимизированы», либо разворованы, либо изношены (что в сущности, абсолютно одно и то же) до состояния, при котором они способны функционировать лишь в очень небольшом диапазоне условий.
Министр здравоохранения Мурашко в 2021 году вполне простодушно сообщил, что инфекционная отрасль была оптимизирована по сравнению с 2012 годом на 40 процентов. И пока число заболевших не превышало некий «обычный» порог, справлялась и демонстрировала показатели и KPI, с легкой руки Кириенко внедренный вообще везде. Даже там, где он выглядит полным абсурдом. Но как только число заболевших (а точнее, признанных таковыми в силу полученных извне указаний кардинально менять все системы учета) превысило эту «норму», началось то, что происходит сейчас в Подольске — каскадное обрушение всей системы здравоохранения. Так как затыкать дыры в оптимизированной до полного коллапса инфекционной отрасли бросили все остальные. Соответственно, бросив их непосредственный функционал. В 20/21 годах об этом писалось очень много — пресловутая «сверхсмертность» — это гибель людей, которые были брошены на произвол судьбы без оказания им даже оперативной помощи. И только незначительное увеличение этой самой «сверхсмертности» пришлось на зловредный коронавирус, но и там тоже есть вопросы — людей повально клали под ИВЛ, из-под которых доставали в основном трупы. Так что вирус убил их или рекомендованные ВОЗ методики — это бы следствию разбираться, но ему было некогда — следователи засаживали за решетку певца Чельдиева, не до мелочей вроде геноцида населения.
И хотя это дело прошлое, но ничего не изменилось. Каждый кризис последних лет — это высушенный до полного исчезновения ресурс устойчивости системы, которая внезапно столкнулась с небольшим выходом за пределы своего относительно работоспособного состояния. Далее — обрушение ее полностью и целиком за счет каскадных эффектов, когда начинает рушиться сразу везде. Это как сейчас в Подольске — гироудар вывел из строя обратку, а на дворе праздник, начальство на отдыхе, а потому отдать приказ о срочном сливе воды оказалось некому. Дежурная смена не рискнула, а пока кого-то искали — морозом начало прихватывать трубы по всей системе и пошли порывы везде. И труб, и батарей, и арматуры. И кроме первого порыва через три-пять часов в районе образовались сотни локальных. Поэтому сейчас давать воду в систему бессмысленно — пока не заглушены или не заменены порванные участки, вода просто будет уходить. Да я уже писал — такие объемы воды в два часа не подашь, нужно подготовить и очистить сотни тонн воды для закачки ее в систему.
Если взять любой из накрывающих страну кризисов, все они как под копирку. И у всех один и тот же генезис, усугубляемый диким по своему архаичному уровню управлением.
Я уже писал — 2024 год станет годом, когда кризисы начнут «наслаиваться» один на другой. С каждым по отдельности власть еще способна справиться с помощью «ручного управления», которое, в сущности мы видели как раз в годы «пандемии» — принудительный маневр ресурсами с беспощадным их изъятием отовсюду невзирая на последствия. Именно такое «ручное управление» и привело к гибели почти миллиона человек от «сверхсмертности» в 20/21 годах. Коммунальные катастрофы тоже могут стать по степени своей гибельности для людей близкими к тому, что творил режим во время «пандемии», так как страна-то у нас северная, а морозы в минус 25-30 убивают быстро. Особенно людей, которые просто не имеют ни опыта, ни возможностей для выживания в таких условиях. Пока проблема локальная, а потому до фатальных последствий, думаю, не дойдет. Но вот если масштаб изменится, то возможны и более печальные сюжеты.
Основная угроза сейчас — не сами коммунальные аварии как таковые. Основной угрозой является их масштаб. До какого-то предела «ручным управлением» их можно ликвидировать в относительно вменяемые сроки. Но если власть прошляпит и допустит разрастание событий, чего исключать нельзя, тогда наступит предел устойчивости самой управленческой системы — и сыпаться начнет уже она. Она ведь тоже «оптимизирована», как и все остальные. Плюс густо засажена полными бездарями. Другой вопрос, что функционал этих бездарей мы оцениваем по-разному. Их-то брали на работу не трубы ремонтировать и не лечить больных, а грамотно пилить бюджеты. И вот с этой работой они наверняка справлялись безукоризненно, отчего и сидят на своих местах. Иначе говоря — эта управляющая система очень хороша и почти безупречна, но только в одном вопросе — в «освоении» бюджетных средств. Увы, но «освоение» и качественное управление отраслями — это очень разные вещи. Поэтому с нашей точки зрения в кабинетах сидят бездари и тупари, а вот с точки зрения тех, кто их туда посадил — как раз наоборот, грамотные и качественные управленцы. Просто мы понимаем их задачи очень сильно по-разному.
В общем, если масштаб аварий и кризисов (причем в самых разных областях и отраслях) начнет превосходить хилые возможности системы управлять ими даже в режиме «ручного управления», мы столкнемся с эффектом каскадных обрушений уже в сфере управления. А это как раз тот момент, который «ручным управлением» уже не решить. Думаю, что как раз 2024 год в этом смысле станет годом качественного изменения ситуации. И тогда мы перейдем уже к полноценному катастрофическому сюжету, который был давным-давно описан формулой «…верхи не могут управлять…». Причём «не могут» вообще никак — ни по-старому, ни по-новому. Никак.