Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Будет ли в России скачок безработицы из-за кризиса и санкций в 2023 году?

Бедность в России

Видел разные оценки на 2023 год, от 8-9% до «каждый третий потеряет работу». Экономисты будто соревнуются — кто даст на следующий год прогноз похуже. Мой в корне отличается.

Состояние рынка труда далеко от здорового

Отток зарубежного бизнеса из России отрицать невозможно. Ограничения начинают чувствоваться. Выставленные на неполную занятость и в отпуска за свой счет сотрудники все чаще выходят на поиски работы. При этом официальная безработица с мая по октябрь плавает в диапазоне 3,8-3,9%. Октябрь прошлого года, для сравнения, 4,3%. До рекорда по безработице, поставленного в феврале 1999 года (14,1%), очень далеко. Впрочем, не везде и не по всем социальным группам. 

Есть конкретные проблемные регионы

В первую очередь это промышленные регионы, завязанные на производство товаров ушедших из России компаний. Да-да, пресловутая отверточная сборка и около того. Типичный пример — Ульяновская область, где скрытая безработица сейчас зашкаливает. Впрочем, проблемы региона решают, и часть высвобожденного персонала уже собирает беспилотные летательные аппараты. Аналогичным образом можно решить и проблему моногородов, где градообразующие предприятия пригодны к перепрофилированию.

Есть конкретные проблемные возраста

К примеру, мое поколение — люди, получившие образование в 90-х. Устроил перекличку среди своих одногруппников-экономистов. Большинство устроены, половина работает не по профилю, но четверть — болтается, как… рыбка в проруби. Стать к станку они не могут, ибо гуманитарии. Взять метлу в руки — не хотят, воспоминания о полученных дипломах мешают (или просто недостаточно голодные). Во многом это поколение «обелила» самозанятость.

Бедность и безработица в России

Значит ли это, что Россию ждет массовая безработица?

Да ни разу! Скорее поверю в обратное, потому что сложившаяся у нас демографическая ситуация и заданные направления санкционного давления заставляют подумать головой, прежде чем представлять стандартные последствия подобных кризисов в качестве прогнозов.

Кто у нас сейчас выходит на поиски работы? Люди 20-25 лет. Поколение маленькое, рождаемость в конце 90-х — начале нулевых была низкой. Нынешних 25-летних у нас примерно на треть меньше, чем 35-летних.

А уходит с рынка труда кто? Дети 60-х. Поколение не только большое, но и образованное по советским стандартам, когда инженерные специальности были в почете, а гуманитариев в своем окружении можно было пересчитать по пальцам.

В итоге мы можем получить вместо безработицы тотальную нехватку кадров по трем причинам:

  1. Некем заменить выходящих на пенсию специалистов (причины — мало людей, не те специальности).
  2. Из экономики изымаются трудоспособные мужчины и женщины. И это далеко не те самые 300 (или вовсе не триста) тысяч мужиков; уехавших тоже учитывайте, причем уезжают семьями.
  3. Подсанкционная экономика, лишенная доступа к высоким технологиям — архаичная экономика. Хэндмейд, если хотите. Чем выше забор, тем дальше зайдет упрощение производственных процессов. Если в развитых и рукопожатных странах смогут поставить робота и 1 человека его обслуживать, то нам по-прежнему будет требоваться бригада на производство любого простого товара.

Вот такие перспективы. Где людей будем брать — вопрос открытый.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *