Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Казахстан — враг России? Выход из Соглашения СНГ о валютном комитете, поддержка санкций и переориентация на Запад

Президент Казахстана Токаев

Горячая дружба с Казахстаном развивается достаточно быстро. В Казахстане подготовлен закон о запрете провоза в Россию и Белоруссию товаров, которые попали под санкции Запада. Минфин страны опубликовал его для общественного обсуждения. 

По факту это означает, что любой транзит любых подсанкционных грузов и товаров через территорию Казахстана будет перекрыт. А «общественное обсуждение» — это дополнительный аргумент относительно «народ одобрил».

Россия является транзитной страной для важнейших казахстанских товаров, но и Казахстан тоже транзитная страна для России. В эту игру они могут играть на пару. И если Кремль закрывает экспорт казахстанской нефти, то на чем основан расчет, что Казахстан в конце концов не ответит так же?

Кремль попал в ситуацию, когда ему начинает прилетать со всех сторон. Что неудивительно: так долго создавать из всех соседей, ближних и дальних, врагов — ума много не надо. Теперь у этой политики начинаются последствия.

Президент Казахстана Токаев поставил перед «Казмунайгазом» задачу диверсификации поставок нефти:

«Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю «КазМунайГазу» проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с «Самрук-Казына» следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь», – отметил президент в ходе совещания по развитию транспортно-транзитного потенциала.

Токаев ставит задачу в сжатые сроки переориентировать казахстанский транзит на любые иные, кроме российских, маршруты. Если учесть, что «дружба» с Путиным начинает стоить слишком дорого для казахстанского бюджета, нет причин сомневаться, что на новые маршруты будут найдены любые необходимые средства и ресурсы. Ко всему прочему, речь идет и о безопасности Европы, куда в значительной мере направляются казахстанские нефть и газ, а значит — здесь можно будет рассчитывать и на помощь Европы.

По всей видимости, из Москвы рано или поздно придет ответ. Наверняка на разных ток-шоу активизируются разнообразные фрики, которые затянут про семь тысяч километров границы с Казахстаном, которые казахи никогда не смогут защитить. Но это двусторонняя игра — Россия тоже не сможет защитить эти семь тысяч километров, если что. Хотя, конечно, терять-то уже нечего, и можно будет ожидать любых неадекватных действий со стороны кремлевских. Горит сарай — гори и хата, тут уже не до рациональных соображений.

***

Обострение отношений с Казахстаном может иметь гораздо более серьезные последствия для России, чем это представляется сейчас. Фактически весь восток России за Уралом «висит» на одной-единственной ниточке, а главный узел связности Омск расположен в каких-то 100 км от казахской границы. Примерно так же, как Санкт-Петербург теперь расположен от новой страны НАТО Финляндии.

При таких вводных портить отношения с соседом и быстрыми темпами вкатываться в конфликт с ним — это за гранью даже для сегодняшних кремлевских. Но у стремительного коллапса свои закономерности, и рациональные соображения переходят в иррациональную область.

Тот факт, что российская армия быстро заканчивается на Украине, позволяет бывшим советским республикам-соседям всё меньше опасаться угроз со стороны Кремля. Собственно, еще вчера Кремль управлял постсоветским пространством двумя инструментами — коррупцией и страхом перед военной силой. Коррупция перестает работать — кто в здравом уме будет брать деньги токсичного происхождения, тем более, что теперь никому неизвестно, когда они закончатся. Военная сила тоже быстро уменьшается. А больше нет ничего. Зияющая пустота и космический вакуум.

Поэтому то, что было вполне нормой еще полгода назад, перестает ею быть. В Кремле этого еще не поняли, и продолжают по-барски разговаривать и раздавать указания бывшим подчиненным. Но они уже бывшие, а потому начинают попросту посылать бывшего босса.

Казахстан при этом — крайне неудачная страна для Кремля в плане демонстрации своего недовольства и возможных угроз. На такой необъятной территории потеряется и исчезнет любая армия. А если она почти закончилась, то и исчезать уже некому. Хотя не исключено, что нас начнут кормить версией «Казахстан — враг России» и пытаться разогреть ненависть еще к одному соседу.

Казахстан выходит из соглашения СНГ 1995 года о Межгосударственном валютном комитете

Казахстан выходит из соглашения Содружества независимых государств (СНГ) 1995 года о Межгосударственном валютном комитете, передает корреспондент агентства.

«Утвердить протокол о прекращении действия соглашения о создании Межгосударственного валютного комитета от 26 мая 1995 года, совершенный в Минске 25 октября 2013 года», — говорится в указе президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.

Документ уже вступил в силу.

Комитет создавался с целью содействия организации многостороннего сотрудничества в области валютно-платежных и кредитных отношений, сближения и совершенствования валютного законодательства, затрагивающего многосторонние расчетные и кредитные отношения, развития форм и методов координации денежно-кредитной и валютной политики государств-участников соглашения о создании платежного союза государств-участников СНГ, а также сотрудничества и осуществления согласованных действий в вопросах валютного контроля.

***

Не успел я полдня назад написать о том, что постсоветские структуры начинают распадаться, и это — прямое следствие «спец-операции», как пришло сообщение о выходе Казахстана из не слишком важной, но вполне значимой структуры межгосударственного сотрудничества.

Эти шаги в одном направлении. Теперь все структуры начинают рассыпаться, и как обычно, процесс быстро превратится в лавинообразный.

Инструменты Кремля по контролю над постсоветским пространством исчерпаны, новых нет и не предвидится. Логично, что все пошло рушиться.

***

Сообщают (пока без подтверждения), что минобороны Казахстана разорвало сотрудничество с Минобороны Беларуси в области военного образования. Официального подтверждения пока нет.

Казахстан достаточно быстро и жестко дистанцируется от России (а теперь и Белоруссии). По всей видимости, Токаев намерен создать баланс интересов Китая, Турции и Европы на своей территории, максимально исключив из уравнения Россию.

Скорость, с которой происходят изменения, выглядит вполне рациональной: Россия утратила способность к быстрой и адекватной реакции на любые кризисы. Про игру на опережение даже как-то неудобно и говорить.

Поэтому Токаев действует тактикой создания мелких кризисов: пока в Кремле сообразят, что делать с предыдущим, успевает возникнуть несколько следующих. При подобных вводных управление не просто перестает успевать, оно вообще «зависает», а любая попытка реакции всегда будет запаздывающей и совершенно неадекватной.

Автор — независимый политаналитик Анатолий Несмиян (@ElMurid)

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *