Торговый оборот России с недружественными странами и незаконная, но неизбежная альтернатива
Торговый оборот России со странами, не поддержавшими санкции Запада, в последние годы рос опережающими темпами, но и в 2021 году лишь приблизился к половине суммарного, следует из исследования «Финэкспертизы», о котором пишет The Bell.
- В прошлом году оборот с ныне «нейтральными» и «дружественными» странами достиг $360 млрд, или 45,8% всей внешней торговли. В 2013 году, до присоединения Крыма, они давали заметно меньше — 32,4% товарооборота.
- Крупнейшим торговым партнером России — 36% товарооборота — в 2021 году оставался Евросоюз, на втором месте с 18% был Китай, на третьем с 12,2% — страны СНГ.
- В 48 стран, поддержавших санкции против России, шло ровно две трети, или 66,7% ($178,1 млрд) всего российского топливно-энергетического экспорта. В ЕС — 55,2% ($139,4 млрд).
- Другие основные экспортные товары России поставляются больше в страны, не поддержавшие санкции: продукция металлургии (53,4%), удобрения и основная химия (58,2%). А в экспорте российского зерна доля поддержавших санкции стран всего 26,4%.
При интерпретации данных нужно учитывать, что топливно-энергетический экспорт России превышал половину (56,4%) суммарного, на металлы приходилось 10,8%, на сельхозпродукцию — 7,6%.
Впрочем, отсутствие легального ввоза значимой продукции из недружественных вовсе не исключает ее появления в России.
Возможная легализация параллельного импорта может стать ответом на зарубежные санкции, заявил РИА Новости президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
Параллельный импорт, то есть ввоз товара в страну без разрешения правообладателя, в России сейчас запрещен. Дискуссии о его легализации на разных уровнях ведутся не один год, но никаких решений пока не принято. В пятницу руководитель Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский заявил, что ФАС направила в ФАС проект постановления о легализации параллельного импорта.
«Это вынужденная мера в ответ на санкционное давление, которое сейчас оказывается на страну — речь идет о ряде потребительских товаров, которые не производятся в России, о комплектующих и материалах, которые используются во внутреннем производстве, в ряде промышленных отраслей, но также не имеют отечественных аналогов», — заявил Соколов.
Он также уточнил, что возможные к введению меры в отношении правообладателей не распространяются на контрафактные товары.
Отвечая на вопрос о возможном возвращении компаний, чьи товары будут ввозить таким образом, а также их дальнейших легальных поставок, Соколов сказал, что «проект предусматривает, что правообладатели при возобновлении производства или импорта своих товаров смогут восстановить защиту своих прав».
По словам президента ассоциации, риски существуют если речь идет не о кратковременных мерах, а о долгосрочных.
«В перспективе это может привести к отсутствию стимулирования развития производства внутри страны и сокращению уже работающих локальных производств», — добавил он.