Коган объяснил, к чему приведет регулирование цен, и назвал рентабельность «Магнита» и «Пятерочки»

Ритейлеры и кризис

Федеральная антимонопольная служба разрабатывает законопроект, расширяющий практику госрегулирования цен на продукты питания. Ведомство хочет директивно ограничивать «наценку» при продаже продовольствия населению.

Новые меры обсуждались на совещании ФАС и ритейлеров, которое состоялось 13 августа одновременно с рейдами, проведенными представителями службы в магазинах и супермаркетах. Торговым сетям было предложено «скорректировать наценку» добровольно, а само совещание носило «нравственно-политический характер», рассказал участник совещания.

Ну что, приплыли?

Идея понятна – защищаем малоимущие слои населения. Все замечательно и красиво. Однако, как говорила тетя Циля: 

— Не надо судить о людях по первому впечатлению. Свои главные гадости каждый прячет на десерт.

Что мы здесь поимеем на десерт?

— Дефицит. 

— Перебои с поставками. 

— Резкое падение качества товаров.  

— Будущие увольнения в ритейле и в целом возможная деградация отрасли, ибо огромные деньги сегодня идут на капекс. Если мы начнем ограничивать наценки, то ритейлу придется прекратить любое развитие.

— Рост стоимости качественных товаров, которые вследствие дефицита будут продаваться из-под полы с тройной наценкой. 

Достаточно?

Почему так важно свободное ценообразование?

В свободной экономике бизнес работает по вполне понятному закону: «Есть спрос – есть предложение».   

Завышаешь цену – падает спрос. 

Увеличиваешь предложение – падает цена. 

Чем больше предложение, тем сложнее договориться торговцам и производителям.

Выгодно ли сетям завышать цены и как вообще построено ценообразование в торговле?

Рост цен снижает покупательскую способность, снижает трафик, снижает размер корзины. Ритейлерам это не нужно. Им нужны стабильные цены. Более того, цены чем ниже, тем лучше. 

Исторически мы привыкли смотреть на ритейл как на торгашей-перекупщиков, которые наживаются на покупателях. Однако давайте спокойно посмотрим на цифры. Согласно официальной отчетности наших крупнейших продовольственных ритейлеров, сетевой ритейл, как выясняется, – один самых низкомаржинальных секторов экономики.

Рентабельность «Магнита» и Х5 по чистой прибыли в 2020 г. – в районе 2,5%, по EBITDA – в районе 7%. Это официальные данные, проверенные аудиторами. Где вы здесь видите наценки в 100%-200%-300%?

Для примера приведу цифры по рентабельности производителей продуктов за 2020 г. «Черкизово» один из крупнейших в России производителей мяса и мясной продукции – рентабельность по чистой прибыли – 10,8%, по EBITDA – 20,6%. «Русагро», один из крупнейших производителей сахара в России – рентабельность по чистой прибыли 15%, по EBITDA – 20%. Как видите, это кратная разница. Надеюсь, прибыльность нефтяников и металлургов можно не озвучивать… Но хапуги и грабители у нас, конечно, – ритейл 😏

А знаете, почему они не могут завышать цены? Конкуренция, однако! Она есть. 

Теперь допустим, государство говорит – наценка не более 3%. Или расщедрится до 5%. Цены это не понизит. А вот желание покупать товар в сетях отпадет, ибо пропадут качественные товары. Ну и, разумеется, из отрасли уйдут лучшие кадры…

Зато воцарится социальная справедливость – каждому по товару отвратительного качества.   

Возможно, дешевле на 3-5%. Но такой товар и покупать-то не очень хочется.

Дальше всё, как мы привыкли – власть пойдет получать товары в спец распределители. Ну а мы… будем спекулировать чеками Березки, пока за спекуляции не начнут сажать.  

Верной дорогой идем, товарищи 👏

Автор — инвестбанкир, профессор ВШЭ Евгений Коган (@bitkogan)

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *