Росстат: в России рекордный за 5 лет рост потребительской уверенности

Кризис и потребление - расходы и покупки семьи

Индекс потребительской уверенности, рассчитанный Росстатом на основе опроса более 5000 человек и включающий пять субиндексов, в III квартале вырос на 8 пунктов по сравнению со вторым, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные ведомства.

Пессимистов стало меньше

«Такой стремительный рост показателя наблюдался только в 2014-м и в начале 2015 г.», — отмечают в Росстате. Наибольший оптимизм продемонстрировали представители средней возрастной группы от 30 до 49 лет (рост показателя составил 10%) и молодежь от 15 до 29 лет (7%).

Однако в целом рост индекса потребительской уверенности связан не с увеличением числа оптимистично настроенных граждан, а с уменьшением числа пессимистов и ростом количества тех, кто оценивает будущее нейтрально. Так, доля респондентов, положительно оценивающих изменения в экономике России в течение следующих 12 месяцев, уменьшилась с 18% во II квартале до 15% в третьем. Доля негативных оценок снизилась до 36% (с 45% во II квартале). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России не изменится, увеличилась с 34 до 45%, сообщает Росстат.

Индексы ожидаемых изменений и произошедших изменений в личном материальном положении выросли по сравнению со II кварталом 2020 г. на 6% и 5% соответственно. Здесь тоже число оптимистов не растет (10%), зато снижается количество тех, кто говорит об ухудшении своего материального положения в прошлом или в будущем (с 31 до 23%). При этом доля нейтральных оценок увеличилась с 56 до 64%, отмечается в исследовании. О снижении пессимизма россиян свидетельствует и рост их готовности совершать крупные покупки: соответствующий индекс вырос на 13 пунктов по сравнению со II кварталом.

Позитивные данные Росстата оказались полной неожиданностью для аналитиков

До этого в сентябре о снижении потребительской активности и потребительских настроений говорили и чиновники, и экономисты.

Так, в информационно-аналитическом комментарии ЦБ по экономике отмечалось, что восстановление потребительской активности в августе существенно замедлилось, а в сентябре она вошла в стагнацию на фоне исчерпания эффектов отложенного спроса.

В бюллетене «Комментарии о государстве и бизнесе» экономисты Центра развития ВШЭ подчеркивали: в августе Россия начала готовиться ко второй волне кризиса — потребление россиян перестало расти, а безработица достигла 6,4%. «Ухудшение эпидемиологической обстановки в сентябре и снижение цен на нефть омрачают дальнейшую перспективу оживления спроса».

По последним данным Сбербанка, расходы домохозяйств в июле — сентябре демонстрировали околонулевую динамику по сравнению с прошлым годом, однако в конце сентября — начале октября стали снижаться. Рост количества новых случаев COVID-19 уже привел к падению продаж по категориям «Кафе, рестораны», «Развлечения», «Спорт», «Книги, музыка, фото и видео», «Отели» и снижению роста по категориям «Одежда, обувь и аксессуары», «Лекарства», «Мебель» и «Бытовая техника».

Опрос Росстата проводился в августе, до появления фактических данных о второй волне коронавируса, поэтому ожидания могут быть завышены, отмечают в ЦСР.

«Существенное улучшение в III квартале потребительских настроений — еще не повод для большой радости. Здесь виден эффект подавленного настроения во II квартале и достаточно быстрого выхода из первой волны коронавируса и связанных с ней ограничений, — считает главный экономист “Эксперт РА” Антон Табах. — Скорее всего, в ближайшее время индекс потребительской уверенности будет стабильным».

При этом экономист отмечает, что наибольший прирост потребительских настроений зафиксирован среди самой платежеспособной группы россиян среднего возраста. «Это дает надежду на то, что приобретение товаров, услуг будет расти в ближайшее время», — считает экономист.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *