Разработка бизнес-плана: как правильно составить документ
Почему-то на постсоветском пространстве предприниматели, особенно начинающие, зачастую считают детальное бизнес-планирование излишним. Но это вещь необходимая в бизнесе различной категории, как в уже развивающемся, так и в только образовывающемся. И разработка бизнес плана в Минске https://aser.by/uslugi/biznes-planirovanie/ может отвечать разным целям и выполнять разные функции:
- Может быть подспорьем для получения кредита, инвестиций.
- Служит для налаживания контакта с партнерами.
По большому счету, бизнес- план выполняет самую большую роль для предпринимателя – он дает ему ясность ума и ясность плана действий. Потому что любая попытка начать бизнес наобум, не представляя конечную цель, закончится неизбежным провалом.
Любой начинающий предприниматель должен иметь на руках бизнес-план своего бизнеса. Он может написать его сам, что является идеальным вариантом, или заказать у специализирующейся на этом компании.
5 правил эффективного бизнес – плана
Документ должен соответствовать 5 критериям, определяющими его эффективность:
- План должен быть кратким и ясным.
- Он должен быть непротиворечивым. Не пытайтесь ввести в заблуждение, например, инвестора, иначе вы рискуете стать жертвой самообмана.
- Четкая проработка всей имеющейся информации. Не бывает мелочей, которые можно проигнорировать.
- Учет всевозможных рисков. Их игнорирование недопустимо ни при каких условиях. Это могут быть валютные риски, экономические и другие внешние и внутренние риски.
- Независимая проверка бизнес-плана на наличие в нем противоречий. Написав этот документ, дайте его прочитать другим, чтобы они помогли выявить нелогичности и прочие несостыковки.
Содержание бизнес-плана
Если вы пишете план чисто для себя, можно делать это в произвольной форме. Но если под него планируется привлекать внешнее инвестирование, то у бизнес-плана должно быть 10 составляющих:
- Описание бизнеса. Вы прописываете модель, по которой будете работать.
- Описание кадровой политики. Вы должны четко представить, какой круг специалистов вам потребуется.
- Непосредственно описание вашего продукта. Пропишите преимущества и недостатки.
- Рынок, на котором вы действуете или планируете действовать.
- Список конкурентов. Оцените конкурентное поле, в котором планируете выживать.
- Составление маркетингового плана.
- Оценка местоположения.
- Описание производственной технологии.
- Оценка потенциальных рисков.
- Финансовое планирование.
При составлении бизнес-плана главное — быть честным как перед собой, так и перед потенциальным инвестором и партнером.