Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

План спасения экономики РФ: цели и реакция

Путин и Мишустин

Правительство Мишустина представило президенту РФ Владимиру Путину общенациональный план по восстановлению экономики.

К концу 2021 года планируется достичь:

  • возвращения безработицы на уровень ниже 5%;
  • роста реальных зарплат — не менее 2,5% в годовом выражении;
  • снижения уровня бедности — ниже показателя 2019 года (12,3% от общей численности населения);
  • роста розничного товарооборота — на уровне не менее 3% в год.

3 этапа антикризисного плана

В плане три этапа. Задача первого этапа — до конца третьего квартала стабилизировать ситуацию и не допустить дальнейшего падения доходов граждан.

Второй этап рассчитан до второго квартала 2021 года:

«Сделаем все необходимое, чтобы завершить процесс восстановления экономики, снизить уровень безработицы, обеспечить рост доходов граждан до уровня, который будет сопоставим с уровнем прошлого года», — заверил Мишустин.

И наконец, третий этап — третий-четвертый кварталы 2021 года — выход на траекторию устойчивого долгосрочного экономического роста, сокращение бедности и увеличение количества граждан с доходами выше прожиточного минимума:

«Сделаем также все возможное, чтобы численность занятых в малом и среднем бизнесе достигла докризисного уровня», — сказал премьер-министр.

500 мероприятий по спасению экономики и населения

Как рассказал сам Мишустин, план состоит из девяти разделов и содержит около 500 мероприятий. Выполнение плана, по словам премьера, позволит «не только переломить ситуацию, сложившуюся в результате распространения новой коронавирусной инфекции, но и приступить к проведению долгосрочных структурных изменений в экономике».

Для обеспечения роста реальных доходов населения, восстановления занятости и спроса в проекте плана содержатся уже анонсированные и запущенные меры поддержки (такие, как прямые выплаты на детей и увеличение пособия по безработице до уровня МРОТ — 12,13 тыс. руб.) и новые инициативы. Например:

  • реализация на всей территории страны с 1 января 2021 года нового порядка «прямых выплат» по больничным листам и по выплачиваемым в рамках социального страхования пособиям гражданам, имеющим детей, что потребует дополнительно почти 52 млрд руб.;
  • установление с октября 2020 года минимального размера часовой ставки при привлечении работников на неполное рабочее время сроком до трех месяцев «с целью борьбы с теневой оплатой труда и защиты интересов работодателей и их работников, работающих неполное рабочее время»;
  • обеспечение с июля 2020 года возможности перехода на удаленный режим работы, в том числе комбинированный, включающий как удаленку, так и присутствие на рабочем месте, без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору;
  • создание «социального казначейства», осуществляющего функции предоставления мер социальной поддержки;
  • предоставление возможности перевода государственных и муниципальных служащих на дистанционную работу.

Интересна реакция на антикризисный план в экспертном сообществе

Вот что пишет «Незыгарь»:

Общая надежда Мишустина — стабилизировать экономику через традиционные институты, снять социальную напряженность и использовать как драйвер всех процессов информатизацию.

Фактически правительство рассчитывает, что этот драйвер окажет решающее влияние на все имеющиеся процессы и переплавит действительность. То есть бюрократические препоны преодолеваем через технологию и регламенты; выстраиваем новую бюрократическую экосферу; меняем фискальные и разрешительные процедуры; ускоряем управленческие решения и мобилизуем граждан на быстроту и качество результата.

В других TG-каналах за мишустинской цифровизацией видят иные цели. «Чисто для фиксации»:

Под разговоры о «цифровизации» как основе стабилизации экономики можно через колено менять законодательную базу, продолжать крушить «регуляторной гильотиной» исторически сложившуюся систему стандартизации в стране, произвольно подменять технологические цепочки в производственном процессе крупных госкорпораций. Все это невозможно сделать одним махом и в короткие сроки, если быстро отменить эпидемиологические ограничения в целом по стране.

Поэтому при такой ставке на «цифровизацию» правительственный план выходит далеко за пределы обозначенных президентом целей. Будет ли план только бумагой, которой правительство Мишустина просто отчитается перед Путиным или будет он чем-то большим, зависит сейчас от отношения к нему глав госкорпораций и в целом крупного бизнеса. Смотрим за их реакцией на план.

Комментирует Марсель Салихов, руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов:

Свод всевозможных мер и инициатив в рамках единого документа с обозначением сроков и ответственных исполнителей является разумным технократическим подходом. Ослабление бюджетной дисциплины и увеличение государственных расходов необходимо в условиях экономического спада и рецессии. Фокус на развитие цифровых технологий в государственном секторе, а также готовность властей ограничить и пытаться снизить административную нагрузку на бизнес можно только приветствовать.

Однако текущий правительственный план — это ни в коей мере не план экономического прорыва или смены парадигмы экономической политики последних лет. Речь не идет о НЭП или «Новом курсе» — это продолжение той же самой политики, которая не отличалась особыми экономическими результатами. Сложно поверить, что сейчас итог будет иным.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *