Коллапс потребительского рынка в РФ оказался глубже, чем в Китае, США и Европе
Росстат подвел первые экономические итоги апреля, который страна прожила в режиме нерабочих дней с закрытием более 20% предприятий и резким падением доходов людей.
Согласно статистике, Россия стала лидером среди крупнейших экономик мира по сжатию конечного потребительского спроса на товары и услуги, пишет Финанз.ру.
Обвал розницы
Объем розничных продаж обрушился на 23,4% год к году и на 28,5% относительно марта. Зафиксированный Росстатом результат оказался хуже пессимистичных прогнозов экономистов, которые в среднем ожидали падение на 17,7%.
Оставшись без дохода и помощи от государства, люди были вынуждены существенно уменьшить расходы даже на еду: продажи продовольственных товаров схлопнулись на 9,3%. В непродовольственной рознице падение достигло 23,4%, в секторе услуг — 38%.
«Эффект от карантинных мер оказался более чем значительным» и обернулся «беспрецедентным провалом» потребления, констатирует главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой.
Его масштаб превзошел аналогичные показатели других стран. Так, в Китае во время карантина розница просела на 20,5% (в феврале), в еврозоне — на 9,2% (в марте), в США — на 21,6% (в апреле), указывает главный экономист Nordea по России Татьяна Евдокимова.
Отчасти такой результат может быть связан с низком уровнем проникновения интернет-торговли: к примеру, в Китае на долю этого сегмента приходится уже более 30% оборота розницы, а России — только 4,5%, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
От карантина пострадали бедные
Домохозяйства с высоким уровнем дохода сохранили стабильное финансовое положение — об этом свидетельствует рост рублевых депозитов банках на 10% год к году, указывает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Но сбережения на вкладах есть примерно у трети населения, напоминает он.
Остальные нагружены банковскими кредитами и необходимость гасить их бьет по кошелькам еще сильнее. Розничный портфель банков уменьшился на 0,7% в апреле и 0,4% с начала мая, указывает Орлова. Это означает, что двигавший потребление долговой мотор заглох. За два месяца физлица отдали банкам около 300 млрд рублей, или 0,5% своего годового дохода.
«Чем дольше длится карантин, тем больше предприятий МСБ обанкротятся и, следовательно, тем сильнее будет давление на доходы», — говорит Орлова. — По сообщению Росстата, безработица составила всего 5,8% за апрель, но эту цифру сложно интерпретировать как знак финансового благополучия домохозяйств; она скорее указывает на то, что большинство компаний заставило уйти своих сотрудников в неоплачиваемые отпуска».
В остальном статистика Росстата посрамила пессимистов: не случилось коллапса в строительстве (оно снизилось всего на 2,3%), промышленное производство лишь на 6,6%, грузооборот транспорта на 6%.
Нужны адекватные антикризисные меры
«Падение спроса настолько значительно, что экономике необходима и более низкая ставка ЦБ, и дополнительная помощь бюджета», говорит Полевой. В мае провал розничной торговли продолжится (на 19%), а по итогам второго квартала составит 17%, прогнозирует Орлова.
«Статистика за апрель заставит ЦБ действовать более активно», — считает она: на заседания 19 июня ключевая ставка может быть снижена на 0,75 процентного пункта.
Что касается помощи из бюджета, то на нее рассчитывать не приходится. План восстановления российской экономики на сумму 8 триллионов рублей не включает новых мер поддержки ни малому бизнесу, ни гражданам, сообщают «Ведомости» со ссылкой на знакомых с документом чиновников.
В качестве мер поддержки предпринимателей в план заложили упрощение процедуры банкротства. Правительство традиционно делает упор на создание преференций для новых инвестпроектов, такая модель, как и в прошлые кризисы, приведет к новому витку огосударствления экономики, говорит главный аналитик BCS Global Markets Владимир Тихомиров.