Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Борьба с мерами по выходу из кризиса

В последнем докладе МВФ о перспективах мировой экономики указано «После глубокой глобальной рецессии темпы экономического роста вышли на положительный уровень, поскольку широкомасштабное государственное вмешательство обеспечило поддержку спроса и снизило неопределенность и системный риск на финансовых рынках». По разным оценкам общенациональные монетарные и фискальные стимулы, направленные на борьбу с последствиями глобальной рецессии вылились в сумму 10—14 трлн. долл. Это можно сравнить с объемом всей американской экономики. Основная масса этих средств пошла на латание дыр в бюджетах больших компаний и банков, создание налоговых и прочих преференций компаниям реальных секторов экономики, стимулирование конечного спроса. Значительная часть денег оказалась на открытых рынках капитала, что вызвало ралли на фондовых биржах весной и летом этого года. Индекс широкого рынка S&P-500 за два последних квартала вырос на 34%, что является рекордом с 1975 года. Индекс Dow Jones за это время поднялся на 29% — такого резкого роста не было с 1986 года.

Компенсационные выплаты участникам программы «наличные за драндулет» в Америке составили около 3 млрд долл., а Министерство транспорта США зарегистрировало 457 тысяч заявок на участие в этой программе. Американские и японские автогиганты на время вздохнули с облегчением, так как это позволило им существенно разгрузить свои складские запасы и увеличить выпуск продукции. Однако, после завершения этой госпрограммы автопром может попасть в еще более тяжелое положение, так как потенциальные клиенты уже реализовали свой отложенный спрос. Это подтверждено фактами. В сентябре годовом исчислении показатель продаж автомашин в США составил 9,2 миллиона против 14,2 миллиона в августе. То же самое можно видеть и в Европе: в августе объем розничных продаж в Германии — крупнейшей европейской экономике неожиданно сократился на 1,5% м/м после роста в июле на 0,7%, не оправдав самых пессимистичных оценок. В качестве основной причины такого снижения эксперты называют страх потребителей перед растущей безработицей, вынуждающий их урезать свои расходы даже, невзирая на признаки восстановления экономики. Кстати, уровень безработицы в еврозоне в августе составил 9,6% против 9,5% в июле, что оказалось максимумом с марта 1999 г.

На этих примерах видно, что теория «зеленых ростков» в экономике работает лишь за счет мощной господдержки. Экс-глава ФРС США Алан Гринспен честно признался: «Меня беспокоит монетарная политика в Соединенных Штатах: позволит ли Конгресс Федеральному резерву свернуть программы стимулирования». По мнению Гринспена, несвоевременный выход из программ стимулирования приведет к значительному ускорению инфляции, которая «утопит» рынок облигаций. Кстати, последствия свертывания стимулирующих программ оказались на курсе японской иены. Ожидания того, что Банк Японии может объявить о начале свертывания программы выкупа корпоративных облигаций, стало поводом для существенного укрепления японской валюты относительно конкурентов, что сильнее всего бьет по экспортерам готовой продукции. О себя добавим, что борьба с мерами по выходу из кризиса также убьет рост на фондовых биржах и существенно снизит уровень потребительской уверенности.

Ресурсы государств небезграничны (долги США огромны) и вечно стимулировать слабый потребительский спрос невозможно. Именно поэтому власти США сейчас больше всего опасаются, что из-за отсутствия нового допинга, бегун просто сойдет с дистанции. То есть повториться сценарий Великой Депрессии. Президент Федерального банка Филадельфии Чарльз Плоссер (Charles Plosser) в самом конце сентября в этой связи отметил, что в настоящее время пока рано говорить о завершении программ мягкой монетарной политики, добавив, что наиболее важным вопросом, является не изменение политики и свертывание мер количественного смягчения, а сроки совершения данных шагов. На наш взгляд, здравомыслящие финансисты из США, Японии и Европы постараются накачивать экономику деньгами так долго, как только возможно. По крайней мере, либо пока вновь не заработает потребительский спрос, либо пока на повестку дня не выйдет тема высокой инфляции, либо пока валютный рынок не начнет в сильную разбалансировку в связи с ростом государственных долгов.

В вышеназванном докладе МВФ сделан прогноз: «Ожидается, что подъем мировой экономики, будет проходить медленно, так как финансовые системы все еще ослаблены, поддерживающие меры государственной политики должны быть постепенно прекращены, а домашние хозяйства в странах, пострадавших от падения цен на активы, будут продолжать восстанавливать уровни сбережений, переживая при этом трудности, связанные с высоким уровнем безработицы». Потребители не хотят брать новых кредитов и стремятся больше сберегать. То же самое можно сказать и про корпорации: коммерческий и промышленный кредиты за последние полгода сократились темпом, беспрецедентным за все года наблюдений с 1940-х годов прошлого века. Причём этот процесс ободный, так как и банки ужесточили условия предоставления кредитов из-за проблем с возвратом ранее выданных займов.

В октябре этого года завершится программа ФРС по выкупу государственных облигаций, а в марте 2010 года, заканчивается программа по выкупу облигаций обеспеченных ипотечными кредитами. Если до этого времени мы не увидим самостоятельное восстановление потребительского и инвестиционного спроса, боюсь, что негативная динамика на фондовых, сырьевых и кредитных рынках не заставит себя долго ждать. Кстати, представитель ФРС Дональд Кон заявил пару дней назад, что ФРС может столкнуться с необходимостью остановки мер стимулирования американской экономики еще до того, как экономика полностью восстановится.

Таким образом, самое интересное начнется, когда мир начнет бороться с последствиями антикризисных мер. Ряд экономистов указывают, что это будет следующим этапом глобальной рецессии. По нашим прогнозам, мировая экономика в последующие 2—3 года получит не медленный рост, а застой, когда в выигрыше будут самые консервативные: те, кто мало тратит и много сберегает.

Автор Александр ПОТАВИН, источник: FinTimes.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *