Вадим Дробиз: антиалкогольная кампания привела к росту потребления суррогата
Вадим Дробиз о претензиях к Росалкогольрегулированию, мифе о «пьяном» бюджете и потребности в алкоголе у населения России и Европы. Алкогольный рынок — это гармония между акцизами, минимальными розничными ценами, финансовыми возможностями населения и физической потребностью в алкоголе. Весь мир пьет на пределе своих возможностей, и Россия выделяется только структурой потребления: относительно зарплат наш алкоголь в 5-7 раз дороже. Антиалкогольные компании основаны исключительно на лжи и представляют собой голый пиар.
Что сделало Росалкогольрегулирование? Рынок был практически построен по состоянию на 2010-2011 год. Но государство решило — в пиве нет акциза, а в стране кризис, надо деньги собирать…
В 2009 году государство собрало с пивного рынка 30 млрд рублей (акциз). Повысили в 3 раза ставку акциза: с бутылки пива она была 1,5 рубля, стала 4,5 рубля. На потреблении это никак не сказалось — люди как пили, так и продолжали пить пиво. Но а год государство собрало почти 90 млрд — в 3 раза больше, чем годом ранее. Потирая радостно руки, решили то же самое сделать на крепком алкоголе, забывая, что в сегменте пива нелегальной продукции было в 2009 году не более 5%. А в сегменте крепкого алкоголя в 2010 году нелегальной суррогатной продукции было 55% на рынке. Большая часть суррогата — альтернативные продажи, не через магазины (от самогона до аптечной настойки боярышника).
В России потребляют алкоголь 10 млн человек. Из них 30 млн потребляют очень мощно, и это беднейшие люди. За 3-4 года минимальная цена бутылки водки выросла со 100 рублей до 240 рублей. Всюду продавалась нелегальная (без акциза), но заводская водка по 50 рублей за бутылку, выполняя свою социальную функцию — обеспечивая беднейших доступным алкоголем. Росалкогольрегулирование взяло ситуацию на контроль, появились всевозможные запретительные акты, началась мифическая борьба за трезвость, доступной водки не стало. Зато теперь у нас 30 млн населения потребляют суррогат.
В прошлом году Россия выпила 2,5 миллиарда литров крепкого алкоголя и суррогатов. Акциз уплачен только с 35% этого объема — с 850 млн литров.
Алкоголь — самый остросоциальный продукт человеческого общества. Доступность легального крепкого алкоголя для всех слоев населения — одна из основ пресловутой стабильности и сохранения здоровья нации.
> Доступность легального крепкого алкоголя для всех слоев населения — одна из основ пресловутой стабильности и сохранения здоровья нации.
Ну дык, трезвым эту «стабильность» переносить значительно сложнее; народ начинает задумываться… поэтому государству всегда был нужен нетрезвый электорат.
С другой стороны, даже типа не-суррогат, произведённый официально — в большинстве случаев редкостное говно и отрава.