Кризис пошел на пользу веб-рынку

По результатам прошлого года рынок заказных интернет-разработок вырос на 35% до 9,2 млрд рублей. Кроме того, серьезно изменились качественные показатели и структура рынка.

Быстрая раскрутка сайта — услуга, необходимая большинству предпринимателей. Чем раньше ваш проект станет известен в сети, тем скорее вы начнете получать с него стабильный поток покупателей и, соответственно, прибыль.

Рынок заказных веб-разработок, по данным экспертной группы «Тэглайн», вырос на 35% в рублях (до 9,2 млрд рублей) и на 5% в долларовом эквиваленте (около 290 миллионов долларов по среднегодовому курсу). Темпы роста выглядят впечатляюще: в 2008 году оборот оценивался в 6,8 млрд рублей, в 2007 году — примерно в 4 млрд.

Обороты компаний в прошлом году выросли, в среднем, на 44% для каждой. При этом средний рост общих бюджетов заказчиков на разработку, продвижение, развитие и поддержку Интернет-проектов в рублях составил около 20%. Таким образом, можно говорить о растущем спросе на заказные веб-разработки. Компании готовы тратить деньги на сетевые проекты.

Вместе с развитием Интернета растет и рынок онлайн рекламы. По данным АКАР, объем рынка интернет-рекламы в России в 2009 году составил 18 миллиардов рублей и вырос на 8%. Отметим, что рынок Интернет рекламы — единственный рекламный сегмент, продемонстрировавший в прошлом году даже в рублях. И, несмотря на столь впечатляющие показатели, рынок разработки и поддержки проектов в Интернет растет намного более заметными темпами (примерно в 4 раза быстрее, чем рынок онлайн-рекламы). Это рисует огромные перспективы перед рекламным рынком, который в будущем должен догнать развитие Интернет-проектов.

Но помимо количественных показателей роста, произошли качественные изменения. Директор Umisoft Сергей Котырев в конце прошлого года провел опрос в сообществе «Бизнес веб-студии» на «Хабрахабре». В исследовании приняли участие более 900 человек. Согласно результатам опроса, реальный объем рынка вырос незначительно. Но его качественные показатели во многом улучшились.

«В 2009 году не было взлетов или падений рынка, но была смена парадигмы. Типичные создатели сайтов, привыкшие сидеть в своих узких нишах (по цене, по технологии, по региону, по индустрии клиентов) почувствовали себя нехорошо, многие даже прекратили свое существование, — отмечает эксперт. — Зато комплексные компании, имевшие широкий спектр услуг (поддержка, продвижение, «медийка») и более гибкие компании (готовые «двигаться» по цене, работать с другими регионами) не просто выжили, но многие и выросли. Несмотря на то, что разработка сайта по-прежнему является ключевой, базовой услугой большинства студий (и будет являться), платежеспособный спрос и центр прибылей переместился в услуги продвижения. На этой волне студии стали оптимизировать отделы разработки и процессы в них, отказываться от развития собственного ПО, следить за затратами на разработку, работать с клиентом более комплексно. Еще порадовало снижение кадрового голода в 2009 году за счет ухода с рынка части компаний»

Изменение структуры рынка также отмечают и другие эксперты. «Объем рынка проектов с высокими бюджетами остался на уровне прошлого года. Произошло уменьшение бюджетов на разработку проектов, но одновременно выросли бюджеты на продвижение и смежные услуги. Если раньше компания готова была пойти на риски удачного-неудачного креатива и изобретательства, то теперь для снижения рисков заказчик предпочитает пользоваться законами больших чисел и нагнетать трафик на средний проект», — рассказывает директор ADV/web-engineering Алексей Персианов. Эксперт также отметил рост бюджетов и спрос на поддержку, так как развитие существующего проекта требует меньше вложений, чем создание нового. Кроме того, повысился интерес заказчиков к готовым веб-решениям для бизнеса, поскольку это снижает риски времени и инвестиций заказчика.

Глава QSoft Михаил Токовинин уверен, что кризис сыграл положительную роль в развитии Интернет-разработок. «Я думаю, что в итоге отрасль от кризиса только выиграла — мы стали меньше платить за офисы, стали адекватнее оценивать сотрудников, в то время как заказчики подтвердили наши оптимистичные ожидания — они будут экономить на всем, кроме интернета».

В кризис клиенты ищут новых решений и пытаются усилить свои преимущества перед слабеющими конкурентами. «Несмотря на безусловный спад в количестве новых клиентов, пришедших в компанию в прошлом году, а также в новых проектах для некоторых существующих клиентов, многие крупные клиенты наоборот использовали кризис на реализацию достаточно амбициозных digital-программ и на упрочнение своих позиций в интернете», — отмечает Анна Свердлова, управляющий партнер Actis Wunderman.

Комплексное исследование рынка заказных веб-разработок группы «Тэглайн» было проведено в рамках рейтинга «Топ-100 ведущих веб-студий России 2010». В нем приняли участие около 1 200 компаний — игроков рынка, которые ответили на вопросы анкеты, связанные с бизнес-показателями их деятельности. При произведении расчетов брались поправки на завышение показателей своих компаний, поданных респондентами, поправка на непрозрачные бюджеты рынка (например, гос.проекты), не учтенные в исследовании и многие другие факторы.

Группа «Тэглайн» с 2006 года оценивает объем и другие важные показатели рынка веб-разработок. Данные рейтинга по оборотам веб-студий были озвучены президентом РФ Дмитрием Медведевым на открытии конференции РИФ-2008, а также принимаются во внимание бизнес-изданиями, инвесторами и государственными структурами.

Источник: Финам.info

Мировой кризис: последствия и перспективы

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.