Первый шок от санкций прошел, но новые экономические реалии еще не сформировались – Игорь Николаев
Российский рубль укрепляется, несмотря на все санкции и общее ухудшение состояния российской экономики. Во вторник курс доллара опустился ниже 57 рублей — впервые с 26 марта 2018 года. О том, в чем причина этого явления, кому выгоден сильный рубль и каковы перспективы российской экономики в обозримом будущем, рассказал доктор экономических наук Игорь Николаев.
— Сейчас мы видим довольно странную картину: с российской экономикой все плохо и в ближайший год вероятно будет еще хуже, но рубль, несмотря на это, сильно укрепился. Чем вы это объясняете? Кому выгоден высокий курс рубля? Импортерам?
— Безусловно, этот курс рубля выгоден импортерам. Экспортерам, особенно при условии продажи большого объема экспортной выручки, он никак не выгоден.
Основа такого высокого курса рубля в том, что сейчас в стране сильный платежный баланс. Экспорт фактически не снизился, никакие эмбарго еще не начали действовать, а цены на наши основные экспортные товары — нефть и газ — выросли. Больше того. На фоне разговоров об эмбарго покупатели хотят закупить побольше наших товаров, потому что дальше, по всей видимости, начнут вступать в силу ограничения. По каким-то российским товарам решения уже приняты. Я имею в виду, что с 1 августа Европа перестает покупать российский уголь.
— Германия заявила, что в конце года введет эмбарго на покупку российских энергоносителей вне зависимости от решения других стран ЕС…
— Да, и не только Германия. Контракты на поставки газа из России уже разорвали Литва и Польша. В преддверии всего этого, естественно, нашим сырьем закупаются впрок. Это необходимые условия того, что сейчас происходит с рублем, но недостаточные. Повторюсь, в условиях, когда значительный объем валютной выручки надо продавать, получается, что на рынке резко растет предложение валюты. Таким образом, налицо сильный платежный баланс, плюс валютные ограничения, и в итоге мы видим то, что происходит сейчас. Было бы удивительно, если вышло иначе.
— Накануне прошли две взаимоисключающих новости. «Ведомости» сообщили, что Центробанк России начал закупки валюты с тем, чтобы ослабить рубль. По информации инсайдеров, ЦБ производит эти операции на валютном рынке не прямо, а руками неких «других участников финансового рынка». Однако Центробанк эти сообщения опроверг. Так кому верить?
— Дыма без огня не бывает. Возможно, в Центробанке эту идею сейчас активно прорабатывают. Но если она будет реализована примерно в том виде, о котором писали СМИ, то это будет удивительная ситуация. Вначале принимается решение о продаже экспортерами экспортной выручки, а потом ЦБ через какие-то фирмы будет скупать эту валюту. Не проще ли отменить валютные ограничения?
— Но решение об обязательной продаже 50% валютной выручки вместо 80% уже принято.
— Я считаю, что эти ограничения надо отменять. Здесь есть и социальный момент. Многие люди хранили свои средства в валюте, а когда доллар упал в два раза, то это ударило по ним. Для бюджета это тоже имеет значение, потому что в рублях российская казна получает гораздо меньше. Уже признается, что бюджет России в этом году будет дефицитным. Плюс, по данным за апрель, Фонд национального благосостояния «похудел» на колоссальную сумму — два триллиона рублей (с 13 трлн до 11 трлн).
— Звучат экспертные мнения, что рубль может вернуться к уровню 75-80 рублей за доллар, вы согласны с ними?
— Да, безусловно, такое возможно.
— В то же время правительством уже были приняты некоторые послабления по валютным операциям. Например, разрешили вывозить за рубеж не 10 тысяч, а 50 тысяч долларов. О чем это говорит? О том, что российская экономика уже адаптировалась к новым реалиям?
— Не вывозить, а переводить. Наличными, как и раньше, разрешено вывозить только 10 тысяч долларов. А вот адаптировалась российская экономика или нет… Первый шок прошел. Но надо понимать, что новые реалии еще не наступили. Реальность будет меняться в ближайшие даже не недели или месяцы, а годы, когда будут отработаны новые логистические схемы. Тогда и станет понятно, сможем мы к этому адаптироваться или нет. Новые негативные реалии еще только формируются.
— Отказ Германии и вероятно, как минимум, еще нескольких европейских стран от закупок российских нефти и газа станет серьезным ударом по российскому бюджету. Как это отразится на уровне жизни россиян?
— Реально располагаемые доходы населения уже снизились в первом квартале этого года, который закончился в марте. Пока немного, на 1,2%. Но основной негатив начался с апреля. Да, уровень жизни российских граждан снизится, и заметно. Чудес в экономике не бывает. Пока его еще можно поддерживать. На первых порах есть еще достаточно денег, чтобы эти последствия снижать.
Существует несколько таких демпфирующих моментов. Например, те сотни иностранных компаний, которые ушли с российского рынка, продолжат еще несколько месяцев выплачивать своим сотрудникам за простой две трети зарплаты. Но понятно, что это не может продолжаться годами.
При этом самые болезненные для нас санкции — отказ от импорта российских энергоносителей — еще не вступили в силу, но, когда понемногу начинают вступать, негатив будет нарастать. А значит, в конце года — начале следующего начнется кризисная история.
Мой прогноз падения российского ВВП по этому году — 10-11 процентов. В то, что мы «отскочим» в 2023 году, я не верю. С чего будет этот «отскок»? Кризис продолжится.
Беседовал Александр Желенин, Росбалт