Эксперты рекомендуют россиянам сажать картошку: без огородов будет прожить сложно

Стране предстоит пережить сильнейшую с развала СССР рецессию и рекордную за 20 лет инфляцию, а потребителям — падение доходов, которого не было ни разу в XXI веке, полагают аналитики, опрошенные ЦБ.
За месяц, прошедший с первого «шока» войны, их оценки ухудшились по всем ключевым показателям. Теперь они ждут спада ВВП не на 8%, а на 9,2% — рекордную величину с 1994 года.
Прогноз по инфляции повышен с 20% до 22%, при этом отдельные пессимисты допускают и 35% — максимум с 1999 года.
Средний уровень зарплат при этом вырастет лишь на 9,8%, следует из прогноза. В реальном выражении (с учетом инфляции) доходы 70 миллионов работающих граждан, таким образом, рухнут на 12,2%.
Обвал уровня жизни превысит все кризисы двух последних десятилетий. Так, например, в 2015-м году, после аннексии Крыма, реальные доходы проседали лишь на 2,4%, а в 2016-м — на 4,5%. На фоне глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. максимальный спад составлял 6,1%.
В пессимистичном сценарии россияне потеряют 15% доходов, оценивает Дмитрий Полевой, директор по инвестициям ИК «Локо-Инвест». Это больше, чем в 1999 году, когда экономика переживала последствия дефолта.
Причем быстрого восстановления уровня жизни не предвидится, солидарны опрошенные ЦБ аналитики. По их прогнозу, в 2023 году при инфляции в 7,6% зарплаты вырастут лишь на 7,4%. Иными словами, работающие россияне продолжат беднеть, хотя и значительно медленнее.
«Российские потребители уже теряют покупательную способность из-за растущих цен, но спад доходов усилится, когда влияние санкций распространится на реальный сектор и выльется в увольнения», — говорит Скотт Джонсон, экономист Bloomberg Economics. По прогнозу ЦСР, без работы могут остаться до 2 миллионов человек.
«Экономика по инерции еще кажется живой, и основная масса еще не чувствует, что впереди шок», — предупреждает завотделом рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. Но вскоре перемены будут заметны, считает он: привычная для провинции жизнь, когда семья не может прожить без сада–огорода и включения в «серую экономику», будет распространяться и на крупнейшие города, в том числе Москву и Петербург.