Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Запасы валюты у российских корпораций достигли максимума за 3 года. Путин разрешил оставить ее за границей

Валютный контроль

Самый быстрый за 40 лет отскок мировых цен на сырье залечил валютный баланс российских экспортеров после тяжелой травмы 2020 года. Запасы валюты у российского корпоративного сектора по состоянию на конец мая достигли максимального значения с февраля 2018 года, следует из банковской статистики ЦБ РФ.

За май валютные счета корпораций пополнились на 3,4 млрд долларов, а их общий объем достиг 168,4 млрд.

Приток произошел «в основном по счетам ряда крупных компаний нефтегазовой и горнодобывающей отраслей», пишет ЦБ в обзоре «О развитии банковского сектора».

В кризис 2020 года российские сырьевые компании вошли с рекордно низкими за 8 лет запасами валюты, но с ноября по май накопили 25,5 млрд долларов, увеличив «валютную подушку» со скоростью, которой статистика не видела почти 10 лет.

Взлет цен на металлы до исторических максимумов, 5-кратный взлет спотовых цен на газ в Европе и возвращение нефтяных котировок на уровни 2019 года увеличили приток валютной выручки на 11,3% за январь-апрель, даже несмотря на то, что объемы добычи нефти остаются на 10% ниже докризисных, а экспорта — более чем на 20%.

Провал нефтяного экспорта нефтяники компенсируют нефтепродуктами: их экспорт практически не изменился по сравнению с прошлым годом — 20,5 млрд долларов.

При этом доходы от экспорта угля выросли на 5,6%, до 4,12 млрд долларов, на продаже газа «Газпром» заработал 13 млрд долларов — на 46,8% больше, чем год назад.

Доходы от экспорта азотных удобрений выросли на 41,2%, до 1 млрд долларов; калийных — на 78,4%, до 751,3 млн долларов.

Вывоз леса принес 1,6 млрд долларов — на 18% больше, чем год назад.

Экспорт черных металлов вырос на 12,9%, до 7,55 млрд долларов, меди — на 3,3%, до 1,7 млрд долларов, алюминия — 35,5%, до 1,561 млрд долларов, следует из данных ФТС.

Экспорт черных и цветных металлов растет как за счет объемов, так и цен — например, цены на сталь за год выросли больше чем в 2,5 раза, отмечает аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов: «Основной причиной сначала стала активная реализация инфраструктурных проектов Китаем, а теперь еще и восстановившийся спрос в других странах на фоне отстающего предложения».

Сильный платежный баланс создал благоприятные условия для рубля, отмечает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Половой: в июне доллар и евро снижались до уровней прошлого лета, пока экспортеры продавали валюту, готовясь к дивидендному сезону, который требует выплат на 1,5 триллиона рублей.

Часть этих денег, впрочем, утекает обратно в валюту, когда зарубежные держатели акций выводят дивиденды из России.

В июле компании заплатят 666 млрд рублей дивидендов. Из них в валюту будет конвертировано около 2,2 млрд — это может надавить на рубль, который уже страдает от «хронической неопределенности по внешней политике, ускорения импорта и продолжающегося оттока частного капитала», указывает Долгин.

Путин разрешил оставлять на Западе доходы от вывоза золота, металлов и зерна

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, смягчающий нормы валютного контроля для ряда российских экспортеров и в том числе компаний, занимающихся вывозом золота, металлов и зерна.

Согласно документу, одобренному Госдумой в мае и опубликованному в понедельник на портале правовой информации, с 1 июля экспортеры освобождаются от требования обязательно зачислять выручку на российские счета, если продают товары, которые в соответствии с единой товарной номенклатурой Евразийского экономического союза относятся к несырьевым и неэнергетическим.

В этот перечень включено в том числе золото всех видов (группа 7108) — от монетарного и слитков до порошка, прутков и необработанных форм.

По итогам прошлого года экспорт золота из России вырос на 160% после того, как в апреле ЦБ РФ прекратил закупки драгметалла в резервы, а правительство начало выдавать производителям генеральные лицензии на экспорт, де-факто разрешая вывозить все золото, что добывается в стране.

К вывозу активно подключились банки, копившие слитки в хранилищах, и за год экспорт золота достиг 320 тонн, превысив внутреннюю добычу (290 тонн). Доходы от его продажи утроились и достигли 18,5 млрд долларов.

Эта валюта помогла залатать платежный баланс экономики, потерявшей доходы после обвала цен на нефть.

Кроме этого, согласно закону, оставлять выручку в западных банках смогут экспортеры черных металлов (за исключением отходов, лома и шихтовых слитков), а также металлургической продукции (кроме железнодорожных рельсов).

Без репатриации выручки можно будет экспортировать медь, никель, в том числе необработанный (за исключением штейна и промежуточных продуктов), а также алюминий, свинец, цинк и олово, за исключением отдельных видов продукции военного назначения.

По данным ФТС, на металлы приходится около 10,5% экспортных доходов российской экономики — 35,5 млрд долларов по итогам прошлого года.

Также под смягчение валютного контроля попало зерно — другой ключевой товар экспорта, на котором в прошлом году экономика заработала 8,21 млрд долларов валютной выручки.

Не распространяются новые нормы на нефть, газ, нефтепродукты и уголь — сырьевые энергетические товары, обеспечивающие половину экспортных доходов экономики. Также под смягчение норм не попадают мех и кожа (необработанные шкуры), необработанная древесина, алмазы, драгоценные и полудрагоценные камни, а также руды металлов и минерального сырья.

В общей сложности смягчение валютного контроля затронет экспорт на 160 млрд долларов, оценивает аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.

Эта мера будет оказывать давление на баланс валютной ликвидности и — косвенно — на рубль, предупреждает он: «Компании несырьевого ненефтегазового сегмента смогут наращивать иностранные активы, что снизит приток» валюты на рынок и в экономику.

«Для рубля такая ситуация хоть и не является негативной напрямую, но может понизить устойчивость при шоках, в результате которых происходит падение рубля: по мере исчерпания запаса валютной ликвидности у банков участники все больше предъявляют спрос на рынке спот, что напрямую будет негативно для российской валюты в моменте», — поясняет Мурашов.

По материалам Финанз.ру

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *