Мелкие российские производители уходят с рынка сыра: невыгодно выпускать качественный продукт

Опережающий рост выпуска сыров крупными компаниями усиливает консолидацию рынка: 20 игроков уже контролируют около 70% производства. В следующие пять лет показатель может достичь 90%, пишет «Коммерсант».
Небольшие производители уходят с рынка, так как не могут конкурировать с гигантами ни по цене, ни по качеству. У них нет возможности наращивать производства и обеспечивать постоянное присутствие своих товаров в торговых сетях.
По итогам 2020 года 20 крупнейших производителей твердых и полутвердых сыров увеличили производство на 8%, до 258 тыс. тонн, заняв около 70% рынка российских сыров. Это следует из рейтинга Национального союза производителей молока («Союзмолоко») и Streda Consulting.
Для сравнения: общий объем производства сыров рос примерно на 4%, до 565 тыс. тонн. Первое место рейтинга заняла ГК «Фудлэнд» (бренды VardeVaal, Excelsior и др.) c объемом в 26,4 тыс. тонн, второе — «Вимм-Билль-Данн» (входит в PepsiCo; марка «Ламбер») — 24,7 тыс. тонн, третье — Юговский комбинат молочных продуктов (ЮКМП) — 23,4 тыс. тонн.
Опрошенные изданием участники рынка отмечают, что рост цен в категории неизбежен, так как дорожают сырье, упаковка и логистика.
На импорт в твердых сырах в России приходится около 40% потребления. 90% поставок обеспечивает Белоруссия, которая уже прошла стадию активной модернизации и продолжает постепенно наращивать объемы.
Потребление сыров в России растет, в том числе из-за эффекта низкой базы. Сегодня в стране потребляется около 4−5 кг твердых и полутвердых сыров на человека в год при европейском уровне потребления в 15 кг на человека в год. Но участники рынка видят риски снижения спроса из-за падения доходов потребителей и роста цен на продукцию.