Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Что стоит за слухами о новой деноминации рубля?

Обвал рубля

Как про один из возможных сценариев по итогам думских выборов 2021 года заговорили о… деноминации рубля. Что стоит за такими вбросами и разговорами и реально ли «обнуление» национальной валюты через год? Что это может принести Правительству (шире – правящему классу) в обозримом будущем и кто будет бенефициаром очередной денежной реформы?

Накануне.RU попробовало вместе с экспертами разобраться в ситуации.

Начать стоит с того, что пока ни одно официальное лицо или чиновник из причастных ведомств (Минфин, Минэкономразвития, даже Центральный банк) ни о чем таком вслух не заявляли. Это обстоятельство стоит помнить и иметь в виду обязательно. С другой стороны, разом, как по команде, в отдельных телеграм-каналах пошли разговоры о возможной деноминации рубля, даже какие-то ссылки приводятся и осторожные прогнозы.

Стоит напомнить, что последняя деноминация приключилась 1 января 1998 года при Ельцине с коэффициентом 1000:1, при этом власти все-таки не стали делать это неожиданно и объявили о реформе заранее. Деньги можно было менять по заявленному курсу, можно сказать, что эта деноминация прошла более или менее спокойно, хотя цены в магазинах и на рынках, конечно же, пришли в движение. А уже в августе того же года случился дефолт.

И вот, все чаще говорится о том, что и сейчас сбрасывать со счетов безоглядно возможность деноминации не стоит, с учетом уже идущей девальвации, инфляции (мы сейчас не про ту, о которой официально отчитывается ЦБ), проблемного бюджета страны на 2021-2023 гг. и программы широкого заимствования Правительством денег через механизм облигаций федерального займа (ОФЗ). И вот, некоторые эксперты и обозреватели не исключают, что российские власти пойдут на крайний шаг, чтобы стабилизировать национальную валюту и спасти бюджет страны – проведут деноминацию. При этом последняя якобы может проходить в виде конфискационной денежной реформы с ограничением суммы обмена наличных денег и замораживанием средств физлиц на банковских счетах.

Не секрет, что негативные тенденции в экономике продолжают нарастать и все заклинания по типу «мы пережили кризис лучше развитых стран» годятся все-таки больше для ТВ-пропаганды, а не для комплексного анализа ситуации. Положение дел объективно оценивается сегодня как не очень хорошее и «справа», и «слева», экономисты, которые прямо не работают на власть и, соответственно, могут позволить себе высказывать независимые оценки, иллюзий о состоянии дел в российской экономике не питают.

Геннадий Зюганов, лидер КПРФ, утверждает, что «кризис углубляется» и остановить это может только смена социально-экономического курса. Зюганов предлагает Правительству начать «тратить накопленные резервы», а не просто молча наблюдать, как падают доходы от поступления налогов и сборов, как «бизнес разоряется или уходит в тень».

С доходами населения происходит что-то непонятное и, воля ваша, почти мистическое. На 1 сентября долг домохозяйств, по официальной оценке, достиг рекордного в целом для России значения и составил 20,6 трлн руб. В то же время в Москве и, скажем, Санкт-Петербурге в буквальном смысле сметается любая недвижимость и некоторые аналитики осторожно говорят о риске «ипотечного пузыря», впрочем, многие с этим и не соглашаются. Но цены на новостройки и «вторичку», несмотря на кризис, действительно пошли вверх, более того, крупные застройщики начали говорить о… дефиците будущих квадратных метров не только в столицах, но и в регионах.

Михаил Делягин, директор «Института проблем глобализации», отмечает при этом другую тенденцию, по его оценкам, сейчас до 40% рабочей силы в России действиями Правительства и других структур вытолкнуты в тень. Повторимся – до 40% рабочей силы, кто-то уже ушел в серую зону, кто-то так, так сказать, в данную минуту перебирается туда из-за невозможности нормально работать и при этом платить все положенные по закону налоги и сборы! Доктор экономических наук Делягин называет либо дураками, либо лжецами тех, кто с официальных трибун предпочитает не замечать процесса и рассуждает о потерях в ВВП, которые-де ожидались и считались весной в гораздо больших объемах.

И вот даже «главный либерал» и идеолог ельцинских реформ Анатолий Чубайс недавно потребовал от Правительства «дать воду в бассейн» для инноваций и инвестиций. Чубайс, разумеется, говорит о своем и наболевшем – ему не хватает свободных средств для осуществления программ в рамках развития возглавляемой им «Роснано», способы привлечения денег он также предлагает как минимум спорные (если не сказать – сомнительные), включая привлечение средств будущих пенсионеров в стартапы, которые в будущем то ли окупятся, а то ли прогорят (скорее второе).

Мы сейчас не об этом – важно, что все так или иначе озабочены ситуацией в экономике и, фактически, рассуждают о полном отсутствии реальной поддержки хозяйствующих субъектов, о чем так любят докладывать президенту в ходе совещаний по «удаленке». Как говорится, по докладам чиновников выходит, что ситуация не очень плоха и даже вроде большого спада удается избежать, но в реальной жизни многие бизнесы после коронавирусных мероприятий весны либо закрываются, либо закроются в самом ближайшем будущем, при этом предприниматели, которым вроде как отсрочили арендные платежи и некоторые налоги, уже дружно «взвыли» по осени. Платить-то подошел срок, никто не освобождал от этого, а передышка в виде трех месяцев не принесла ничего, кроме разочарования и отложенного на некоторое время банкротства!

«Ключевыми событиями осени уходящего 2020 года станут: вторая волна пандемии, последующий за ней экономический кризис, также связанный с возможной девальвацией и деноминацией рубля, а далее – сумма обстоятельств определит дальнейшие контуры трансфера», – считает политолог Илья Гращенков.

Никита Кричевский, доктор экономических наук, говорит о желании отдельных авторов «хайпануть» на теме деноминации, при этом, по его словам, эти авторы не очень понимают смысл слова «деноминация». Никаких условий для проведения деноминации ни сегодня, ни осенью будущего года нет и не предвидится, утверждает Кричевский.

«Факт, эти слухи (о грядущей деноминации рубля, – прим.) начали разгоняться прямо сейчас, это говорит о многом. Вспомним, что в последний год СССР начинался с «павловской деноминации». Слухи должны быть убедительно опровергнуты – уровень тревожности населения и так быстро растет», – пишет один из телеграм-каналов. А «Кремлевский мамковед» отмечает то обстоятельство, что якобы китайские партнеры не заключают сейчас долгосрочных контрактов с российскими контрагентами. По причине… будущей деноминации рубля и его, цитируем, возможной «лавинообразной девальвации».

Кстати, попутно заметим – никакой «деноминации» бывший министр финансов СССР Валентин Павлов не проводил, тогда просто населению в административном порядке было предложено обменять рубли образца 1961 года на такие же рубли и с тем же номиналом, но образца 1991 года. С указанием в обязательном порядке (что, собственно, и вызвало небывалую ненависть к Павлову и Горбачевуисточника происхождения денег

Илья Гращенков в беседе с изданием подтвердил, что у Правительства может возникнуть идея о деноминации рубля, эта операция может быть использована как инструмент уменьшения количества денежных знаков в стране. Проблема такая действительно есть, более того, многие экономисты и эксперты отмечали ранее некую «странность» поведения наличных средств на рынке. С одной стороны, Правительство, как известно, весной и летом обеспечило и реализовало масштабную программу поддержки части домохозяйств (многодетные, семьи с детьми, потерявшие работу и другие категории граждан). Но есть один нюанс – эти деньги так и не пришли на рынок или пришли не в том объеме, внутренний спрос как сократился на ощутимые величины, так и не особо рос с той поры. Версий, куда, так сказать, «упали» эти выплаты, множество – реальные итоги можно будет подвести лишь по завершении финансового года.

Опять же, как говорит Гращенков, никакой особой нужды напрягать и нервировать людей проведением деноминации сегодня действительно нет, ситуация в экономике этого не требует. По крайней мере на сегодняшний день, другое дело, что все может измениться к худшему в самое ближайшее время. Но и здесь есть одно и существенное «но» – политолог справедливо отмечает, что много было разных «фокусов» с деньгами разных Правительств в разное время, и ни разу это не приводило к массовым волнениям или беспорядкам. Так что возможен любой вариант, включая, например, желание знатного налогового администратора Михаила Мишустина знать все о доходах и расходах граждан и через это контролировать накопления в карманах населения. Недаром параллельно со слухами о деноминации заговорили и о перспективах внедрения «цифрового рубля»

Политолог Максим Жаров подсказал еще более интересный вариант развития дальнейших событий. По его мнению, сегодняшние разговоры и вбросы про возможность скорой деноминации рубля преследуют вполне себе определенную цель и инспирируются изнутри одной из элитных групп. Цель и задача подобных инсинуаций – повысить, так сказать, градус напряжения в обществе, это задача номер один. А задачей номер два в таком случае можно считать подталкивание президента Владимира Путина к досрочному завершению полномочий и уходу.

Получается почти по Ленину – «чем хуже, тем лучше». И деноминация, по мнению Жарова, лишь один из множества вариантов, какой из них будет реализован на практике – сказать невозможно.

«Понимаете, это все из серии про Госсовет. Мы видим, что внесен в Госдуму странный законопроект, который, тем не менее, усиливает напряжение в элитах и также подталкивает Путина к принятию решения о досрочных выборах или вообще к уходу. Чем это все обернется? Сказать очень сложно, тем не менее, считаю, что существует и действует во власти группа лиц, которые периодически пытаются раскачивать лодку в собственных интересах», – замечает собеседник.

В завершение стоит указать еще на одну оценку состояния дел в реальной экономике. Росстат, который находится сегодня в прямом подчинении Министерства экономического развития, в очередной раз «порадовал» показателями спада в российской промышленности, ранее озвученные ведомством показатели заметно улучшились и «подросли». По новой оценке, спад в октябре, оказывается, фиксируется лишь в добывающем секторе, а в обрабатывающих отраслях сошел на нет, хотя и без роста. То есть выпускается продукции столько же, сколько и в октябре 2019 года, рост – 0 процентов. При этом статистики Росстата в качестве аргумента о ранее публиковавшихся оценках падения темпов роста в промышленности обвинили… самих же промышленников, комментируя новые вдохновляющие цифры, они так и написали – промышленники, мол, специально занижали ранее предоставляемые данные в своей отчетности.

С такими подходами деноминация может действительно не понадобится, и так все хорошо, судя по бумагам!

Автор — Денис Лузин

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *