Как отчет Мюллера повлияет на США и их отношения с Россией
675 дней, 35 миллионов долларов, 40 агентов ФБР, 2,8 тысячи повесток, 500 ордеров на обыск, почти 500 свидетелей – и вывод: ни штаб Трампа, ни его приближенные не вступали в сговор с Россией, чтобы повлиять на исход президентских выборов 2016 года. Расследование Мюллера завершилось победой Трампа, который теперь повысил свои шансы переизбраться в 2020 году и получил большую свободу в выстраивании отношений с Россией.
Но этих выводов все равно недостаточно, чтобы окончательно закрыть тему легитимности Трампа – из расследования Мюллера и параллельно с ним уже растут другие расследования, которые не дадут забыть тему российского вмешательства и позволят противникам президента еще долго вести с ним ожесточенные юридические баталии.
Новые позиции сторон
«Полное и тотальное оправдание. Ужасно, что наша страна прошла через это. Если честно, ужасно, что через все это прошел ваш президент», – выступление уверенного в себе и празднующего победу Трампа открыло новую эпоху в американской политике. Теперь слова об «охоте на ведьм», по сути, получили подтверждение от команды высококлассных профессионалов и самого прокурора Мюллера, которого противники президента успели сделать чуть ли не символом протеста – посвященный ему подраздел на сайте Reddit, наполненный антитрамповскими картинками, успел набрать 175 тысяч подписчиков.
Теперь Трамп готов перейти в контрнаступление – он уже выразил надежду, что «кто-нибудь посмотрит на другую сторону». То есть следователи вполне могут попытаться выяснить, кто и зачем принял решение начать расследование, которое, по словам Трампа, вылилось в травлю президента и провалившуюся попытку его свержения.
Демократы тоже обозначили свою позицию. Они указывают не на отсутствие сговора с Россией, а на другой важный аспект: все обстоятельства доклада Мюллера известны лишь из письма генерального прокурора Уильяма Барра, который в соответствии с процедурой два дня изучал отчет и изложил свои выводы американским законодателям. В письме он изложил мнение комиссии о безосновательности обвинений в сговоре с Россией, однако отдельно остановился на возможных свидетельствах попыток Трампа помешать правосудию.
Барр со слов Мюллера отметил, что после «тщательного фактологического исследования» таких обвинений спецкомиссия решила не выносить свое мнение по вопросу о противодействии правосудию. Она лишь изложила свидетельства за и против по каждому конкретному случаю и оставила финальное решение за генпрокурором.
«Этот отчет не содержит выводов о том, что президент совершил преступление, однако не оправдывает его», – приводит Барр выводы Мюллера. То есть финальное решение, что Трамп невиновен также и в том, что касается обвинений в противодействии правосудию, вынес не Мюллер, а генпрокурор Уильям Барр вместе со своим заместителем Родом Розенстином.
Они отметили, что виновность Трампа нельзя считать доказанной, но подчеркнули жесткий юридический подход к своей оценке. По словам Барра и Розенстина, человек считается виновным в этом преступлении, только если его действия действительно: 1) мешали правосудию, 2) имели отношение к конкретному делу, 3) осуществлялись со злым умыслом. Каждый из этих пунктов должен быть доказан в полной мере и без сомнений, чего в случае Трампа сделано не было.
Однако на эту формулировку обратили внимание и лидеры Демократической партии. Они требуют как можно скорее опубликовать полный текст доклада Мюллера и всех учтенных при его составлении доказательств. Эти документы, по их словам, пригодятся для других дел, которые сейчас ведут следователи, а выводам Барра о невиновности Трампа они не доверяют. Именно эти дела должны стать новым оружием демократов в борьбе с ненавистным им президентом, а Барра вызовут для дачи показаний перед законодателями.
Республиканцы это требование поддержали: они считают, что ничего предосудительного там найдено не будет. Доклад, однако, будет выпущен только тогда, когда из него уберут конфиденциальную информацию и сведения о делах, по которым еще идет следствие. Над этим работает небольшая группа специалистов, и крайнего срока окончания работ у них нет.
Караван расследований
То, что расследование Мюллера сняло с Трампа обвинение в сговоре с Россией, еще не означает, что американский президент признан полностью чистым перед законом. По итогам расследования разнообразные обвинения предъявили трем компаниям и 34 человекам, в том числе бывшему начальнику избирательного штаба Полу Манафорту и экс-советнику по национальной безопасности Майклу Флинну. Найденные командой Мюллера сведения передали коллегам, так что сейчас расследуется еще несколько дел, связанных с самим президентом и его соратниками.
В частности, после обвинений Майкла Коэна, бывшего адвоката Трампа, расследуется дело о нарушении порядка финансирования избирательной кампании и выплате денег порномодели Стэфани Клиффорд (Сторми Дэниелс), которой якобы заплатили за молчание о романе с Трампом. По словам Коэна, заплатить деньги ему поручил сам будущий президент, чем, по-видимому, нарушил закон. Также следователи изучают налоговые декларации Трампа и работу сети компаний Trump Organization.
Что касается соратников президента, обвинения выдвинуты, например, против политконсультанта Роджера Стоуна за ложь о связях с сайтом разоблачителей WikiLeaks и давление на свидетелей.
Прокуроры также заинтересовались инаугурационным штабом президента, чтобы проверить информацию о незаконных пожертвованиях со стороны иностранцев, желающих добиться расположения Трампа.
Помимо следователей, свою собственную работу ведут американские законодатели. В верхней палате комитет Сената по разведке начал изучать российское вмешательство в американские выборы еще до спецкомитета Мюллера. Их доклад ожидают этим летом.
Активно работают и в нижней палате Конгресса. Шесть комитетов Палаты представителей исследуют и обвинения в попытке препятствовать правосудию, и российское вмешательство в выборы, и зарубежные финансовые интересы Трампа, которые могли повлиять на проводимую им политику, и даже его личные отношения с Владимиром Путиным.
Учитывая право сенаторов и конгрессменов запрашивать документы и вызывать людей для дачи показаний, можно ожидать, что юридическая борьба Конгресса с президентом и его окружением не прекратится даже после окончания расследования Мюллера.
Второй президентский
Тем не менее нельзя отрицать, что демократы с их планом устроить президенту «импичмент тысячей порезов» потерпели крупное поражение. Импичмент, и так выглядевший почти невозможным, теперь совершенно исключен.
Гораздо более вероятным становится и переизбрание Трампа на второй срок. Во-первых, рейтинг его одобрения достиг 42% – сопоставимые цифры в схожий период были, например, у Барака Обамы. Кроме того, 71% американцев считают, что с экономикой в стране все хорошо – это самый высокий показатель с 2001 года. Многие экономисты еще до окончания расследования Мюллера сходились во мнении, что в 2020 году Трампа ждет крупная победа. Например, Марк Зэнди, аналитик компании Moody’s, предсказавшей победу республиканца в 2016 году, провел расчеты вероятности победы нынешнего президента при двенадцати вариантах развития экономики, – и тот побеждает в каждом случае.
Это ставит вопрос о политических приоритетах Трампа на новый срок. В отличие от многих других политиков он известен тем, что очень буквально подходит к исполнению всех своих предвыборных обещаний: попытался отменить обамовскую реформу здравоохранения и существенно ее сократил, провел налоговую реформу, вышел из Парижского соглашения по климату, пошел на переговоры с Северной Кореей, принялся перекраивать торговые соглашения. Можно предположить, что теперь он может вернуться еще к одному своему обещанию времен избирательной кампании – нормализации отношений с Россией.
За два с лишним года президентства Трампа отношения двух стран только ухудшились – стороны обменялись закрытием консульств, Россию обвиняли во вмешательстве в выборы, Трампа постоянно подозревали в явных и неявных симпатиях Путину. «Русская проблема» всегда имела двоякую природу: объективные конфликты вокруг Крыма, Украины, Сирии накладывались на внутриполитическую борьбу демократов против «российского агента Трампа» и делали любые попытки урегулирования невозможными.
Теперь у Трампа появился мощный козырь против внутриполитического аспекта, но это все равно дает мало поводов для оптимизма, потому что тема российского вмешательства никуда не исчезнет. Тот же отчет Мюллера помимо условного оправдания Трампа содержит описание попыток России повлиять на американские выборы.
Спецкомиссия упоминает и масштабную кампанию Агентства интернет-исследований – фабрики троллей – по разжиганию розни в американском обществе, и взлом серверов связанных с Демократической партией политиков и активистов. На эту часть выводов Мюллера уже обратил внимание лидер сенатского большинства республиканец Митч Макконнелл, подчеркнув, что обеспокоен такими угрозами для демократических институтов США.
Безусловно, отчет Мюллера не остановит шквал критики, который ежедневно обрушивают на американского президента его противники. Но оправдательный вердикт может позволить Трампу тратить меньше сил на противодействие обвинениям и сосредоточиться на решении важных для США и мира задач, одной из которых может стать если не улучшение, то хотя бы упорядочивание российско-американских отношений.
Алексей Наумов, Московский Центр Карнеги