Российский бизнес не смог провести ни одного IPO за год
Российские компании, ранее обеспечивавшие высокие доходы инвестиционным банкирам на рынках акционерного капитала, в этом году, впервые за период с кризисного 2008 года, не смогли провести ни одного IPO из-за сложной геополитической ситуации и ухудшившегося отношения инвесторов к развивающимся рынкам.
“Я не думаю, что рыночные условия благоприятны. Есть ряд опасений в отношении политической ситуации, доверия потребителей, бюджета, цен на нефть: все волатильно и это всех беспокоит”, — сказал Рейтер один из руководителей компании, рассматривающей планы размещения.
Как минимум десять российских компаний — от нефтехимии до здравоохранения — обсуждали возможность IPO в теперь уже почти завершившемся году на общую сумму не менее $4 миллиардов, говорили источники Рейтер.
Но после санкций в отношении Олега Дерипаски и его активов, включая Русал, весеннее окно размещений для российских компаний захлопнулось, не успев открыться.
При этом некоторые, такие как один из крупнейших ритейлеров Магнит, перешли практически под госконтроль, другие же, как Дикси или Мегафон, объявили делистинги. Для вторичных размещений акций год также не был урожайным, особенно в сравнении с предыдущим годом, — четыре сделки собрали несколько сотен миллионов долларов.
“Одной из причин, в силу которых рынок акционерного капитала показал такие результаты в этом году, является новая геополитическая обстановка. Рынку — как инвесторам, так и эмитентам, — необходимо определенное количество времени, чтобы адаптироваться и прийти к равновесию”, — считает Борис Квасов, исполнительный директор управления рынков акционерного капитала ВТБ Капитала.
Отношение инвесторов к развивающимся рынкам в условиях сильного доллара и растущих ставок в США, торговой войны Вашингтона и Пекина, а также сигналов замедления глобального роста экономики не способствовало спросу на активы. MSCI EM index обрушился в октябре на 30 процентов с пиков конца января.
“Этот год был тяжелым в принципе для развивающихся рынков в целом”, — сказал Дмитрий Бродский, управляющий директор Ренессанс Капитала, руководитель по работе на рынках капитала России и СНГ.
“На этом фоне, начиная с мая, идут очень большие оттоки средств из развивающихся рынков. В результате инвесторы стремятся выбирать максимальную ликвидность или занимают защитные позиции, вместо участия в новых размещениях занимаются текущим портфелем”.
ОЧЕРЕДЬ СОХРАНЯЕТСЯ
В этом году среди прочих источники говорили о высокой степени готовности Сибура к IPO, которое имеет все шансы стать одним из крупнейших, были планы и у медицинской компании EMC, и у страховщика РЕСО, HeadHunter планировал разместиться в США.
Сразу после объявленных в апреле санкций IBS, уже находившаяся в процессе, отложила IPO, группа Черкизово — вторичное размещение. Обе компании не исключали возможности вернуться к этой теме.
По словам банкиров, очередь на размещения сохраняется, есть надежды, что отложенный спрос даст результат с улучшением ситуации.
“Достаточно большое количество компаний продолжают смотреть на рынок или готовятся на него выйти. При этом мы видим меньше готовящихся проектов уже в активной стадии. Если рынки развернутся, то может быть, в течение 4-8 месяцев они будут готовы (выйти с IPO)”, — говорит Бродский.
В прошлом году российские компании привлекли порядка $8 миллиардов от продажи акций на рынке, из которых первичных размещений — на $3 миллиарда, в первую очередь IPO EN+.
“Я знаю, что несколько имен смотрят сейчас на весеннее окно размещений (в 2019 году). Они собираются мониторить ситуацию в отношении санкций, Brexit и рыночной волатильности в целом”, — сказала управляющий директор Sova Capital Алина Сычева.
Источник — Рейтер