Кризис на рынке трежерис: кто покупает госдолг США?
Кто будет покупать триллионы новых трежерис?
Федеральный долг США в середине февраля достиг $20,76 трлн. Это увеличение на $266 млрд с момента последнего преодоления потолка долга. Конечно, это дополнительно усиливает долговую нагрузку, коэффициент долга к ВВП находится на уровне 105%.
Но вот проблема. Чтобы рост американской экономики теперь основывается исключительно на росте федерального долга. Без федеральных дефицитных расходов экономика будет сокращаться.
В нижеприведенной таблице показано годовое изменение ВВП за вычетом годового федерального дефицита. С 2008 года ежегодные дефицитные расходы были намного больше, чем экономическая деятельность, которая вызвала дефицитные расходы. Разница показана ниже, с 1950 по 2017 год, также дается оценка вплоть до 2025 года на основе среднегодового роста ВВП на 2,5% и годового дефицита в $1,2 трлн.
Даже при среднем росте ВВП на 3,5% (если в США не будет рецессии в течение 15 лет) и дефиците «всего» лишь в $1 трлн в год с 2018 по 2025 год, США по-прежнему продолжат отставать в течение неопределенного срока.
Федеральный долг (красная линия) составляет $20,8 трлн, а годовые расходы на выплату процентов по этому долгу (синяя линия) – подскакивают на более, чем полтриллиона долларов. Также на графике отражено вероятное создание долга до 2025 года и процентные расходы, предполагающие очень скромную ставку в 4% по долгу.
Значит, Америка должна погружаться в еще большую задолженность, чтобы было похоже, что она растет?!
С изменением в Едином бюджете, действующем с 1969 года, профицит социального обеспечения был «объединен» с федеральным бюджетом. Правительство создало себе готового покупателя долга США, одновременно допуская, что профицит соцобеспечения будет потрачен в «настоящем».
В период с 1970 по 2008 год, согласно требованиям Конгресса в отношении покупки долга США, внутриправительственные холдинги (более половины от профицита социального обеспечения) приобрели более 45% всего федерального долга.
Это означало, что «только» 55% долга США было продано на рынке.
Но ежегодный профицит социального обеспечения упал на 90% (с более чем $200 млрд в год на пике в 2007 году до $20 млрд в этом году), и в соответствии с целевым фондом социального обеспечения, последний профицит будет отмечен в 2020 г. или 2021 г. После чего, покупатель, уполномоченный Конгрессом, который потребляет почти половину всего федерального долга США за 4 десятилетия, прекратит свое существование.
Правительство не только не будет покупателем, ему потребуется дополнительная задолженность, созданная для того, чтобы заработать на этих «резервах» социального обеспечения в $2,9 трлн, и все выпущенные долги будут «ликвидны».
Как отмечалось выше, структуры правительства получали почти половину всего долга США до 2008 года, но с 2008 года — только чуть более 10% долга, при этом, почти 90% нового долга выставлены на рынок. Они перестали быть покупателями, а это значит, что долг, выставляемый на рынок, продолжит расти.