Работы станет меньше: трудиться придется больше, а получать — как придется
Минувший год многим запомнится ростом неуверенности в будущем. Знакомые теряли работу, закрывались предприятия. Но, несмотря на это, официальная статистика безработицы осталась неизменной. В то же время в рекрутинговых компаниях ожидают, что в наступившем году рынок занятости ждут серьезные перемены.
О том, что на рынке труда предстоят большие перемены, говорят многие. Сжимающаяся экономика предъявляет все более жесткие требования как к самим компаниям, так и к соискателям на рынке труда. В 2017 г., предположили эксперты, компании повысят степень требований к новым сотрудникам.
Это процесс уже пошел. По крайней мере, начало 2017 г. уже ознаменовалось ростом рекрутинговой активности работодателей, и число компаний, занимающихся активным поиском персонала, выросло почти на 10% по сравнению с концом декабря 2016 г., сообщила корреспонденту «Утра» шеф-редактор Rabota.ru Анна Чуксеева.
За то же время количество вакансий в базе рекрутинговых порталов в среднем увеличилось на 14%. «Сейчас работодатели более взвешенно подходят к процедуре оптимизации персонала, беря за основу эффективность процессов и личную эффективность работников», — сказала она, отметив, что работающие сотрудники держатся за свои места, не выходя на рынок труда без «лишней надобности».
Компания Superjob, работающая в сфере онлайн рекрутинга, полагает, что наступивший год будет переломным. Уже с 2018 года начнется сокращение предложений для сотрудников низкой квалификации, а реальная безработица будет расти примерно на эту же цифру. К 2022 г. доля «лишних людей» может вырасти в несколько раз, достигнув 20-25%.
Основатель SuperJob Алексей Захаров в эфире радиостанции «Вести ФМ» считает, что в обозримом будущем рынок труда будет переживать большие метаморфозы, вызванные развитием технологий, в том числе в сфере информационных технологий. В частности, начнется автоматизация рутинных процессов в делопроизводстве, там, где происходит первичная обработка информации.
В зону риска попадут бухгалтеры начального уровня, продолжатся сокращения в бухгалтерских подразделениях средних и крупных предприятий, в том числе государственных, полагает он. К 2020 году рынок труда для бухгалтеров начального уровня и делопроизводителей может сократиться в три раза.
Банки перестанут размещать новые вакансии и начнут сокращение позиций специалистов, задействованных в бумажном документообороте. В частности, недавно один крупный банк сообщил, что намерен сократить порядка 3 тыс. сотрудников за счет роботизации процессов.
Таким образом, уже в этом году рынок труда ощутит стресс, и на это указывает изменившиеся ожидания россиян. Год назад, как пишет «Новая газета», число россиян, согласных на зарплату по «черной» или «серой» схеме, было минимально, а сегодня уже 47% опрошенных готовы отказаться от «белой» зарплаты. Труднее всего находят работу женщины предпенсионного возраста и молодые люди до 25 лет.
По мнению официальных властей, в 2017 г. мы увидим рост реальных заработных доходов при том, что уровень инфляции составит всего 4%. Но Анна Чуксеева полагает, что роста реальных доходов «мы все-таки не увидим». Падение реальных доходов может быть замедлено или даже приостановлено. Но для этого нужна стабильная экономическая ситуация и индексация заработных плат.
При отсутствии негативных внешнеполитических факторов, общий спрос на персонал в 2017 оду вырастет, утверждает она. Число компаний, планирующих расширение штата, превысит число компаний, собирающихся проводить сокращения. И по оценке Rabota.ru, годовой прирост числа новых вакансий составит порядка 10%.
Это может и не отразиться на официальной статистике. В апреле прошлого года безработица в России составила 6%. Это означает, что работы не имели порядка 4,5 миллиона человек. Службы занятости сообщили о миллионе обратившихся за помощью в трудоустройстве. А вот социальные опросы говорят о том, что с сокращением рабочих мест столкнулись порядка 27% граждан.
Заместитель директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер считает, что в России нет пробемы с безработицей, а есть проблема с занятостью. В отличие от малых населенных пунктов, в городах всегда есть возможность, потеряв работу, где-то устроиться. М может не нравиться работа, собственная специальность, они недовольны тем, сколько им платят. Но они боятся лишиться работы. Это сейчас одна из самых больших фобий, сказал он в интервью «Новой газете».
Сейчас качество занятости снизилось еще больше. В России сформировалось поведение, когда человек готов на все, чтобы формально остаться на работе, даже за минимальные деньги. По слвоам Гонтмахера, когда в Европе наступает экономический кризис, то работодатель протсо увольняет часть персонала. У него даже мысли не возникает урезать зарплату с сохранением рабочего места. Но когда кризис проходит, создаются новые рабочие места, и те, кто оказался за бортом, знают, что при определенных усилиях они могут снова вернуться на рынок труда. При этом человек не сидит и не ждет, он переучивается. Ведь когда экономика развивается, в ней создаются рабочие места, принципиально отличные от тех, которые были прежде. А у нас этот процесс не идет, потому что отечественная экономика не меняется с точки зрения структуры рабочих мест, указал он.
Неизбежно происходит постепенная деградация нашего человеческого капитала, люди просто пристраиваются, чтобы иметь работу. И их работа не соответствует тем знаниям, которые они получили.
Егор Владимиров, Утро