Европа планирует продлить санкции против России
Лидеры стран Евросоюза намерены во время декабрьского саммита добиться продления еще на шесть месяцев экономических санкций в отношении России, срок которых истекает в январе 2016 г., сообщила газета Handeslblatt со ссылкой на чиновников в ЕС и федеральном правительстве в Берлине. «Причин для их отмены нет», — сказал изданию на условиях анонимности европейский чиновник. Канцлер Германии Ангела Меркель поддерживает такое решение, отмечается в публикации.
Активными сторонниками продления ограничительных мер в отношении России выступают страны Восточной Европы, в то время как страны Южной Европы ратуют за их отмену, отмечается в публикации.
Россия делает все возможное, чтобы сохранить видимость выполнения своих обязательств и выставить виноватой Украину, сказал изданию чиновник федерального правительства Германии. В Берлине полагают, что отмена санкций возможна только после полного выполнения минских договоренностей и передачи российско-украинской границы под контроль международных наблюдателей. Все остальное ведет к «порочным стимулам» и выставляет ЕС в невыгодном свете, добавил собеседник газеты.
В среднесрочной перспективе это решение ослабит не только российскую, но и немецкую экономику, сказал собеседник немецкого издания.
Вопрос о санкциях рассматривается в ЕС не в плоскости продлевать/ослаблять, а на сколько продлевать — на шесть месяцев или сразу на год, сказал «Ведомостям» дипломат одной из стран ЕС. Часть стран выступает за то, чтобы продлить санкции на полгода и таким образом послать Москве положительный сигнал. Другие же не видят оснований для позитивных сигналов, поскольку тяжелое вооружение с территории Украины так и не выведено, а контроль над границей так и не вернулся к Киеву. К продлению сразу на год подталкивает и организационно-технический фактор: возвращаться к этому вопросу каждые шесть месяцев сложно, добавляет дипломат.
Посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас был недоступен для журналистов, в представительстве Евросоюза в Москве комментировать публикацию в немецкой газете отказались. Получить комментарии в посольстве Германии в России не удалось — телефон пресс-секретаря диппредставительства был отключен.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос «Ведомостей» по поводу публикации в Handelsblatt, заявил, что в Кремле не комментируют публикации со ссылкой на анонимные источники. «Газетные сообщения без конкретных ссылок, а со ссылкой на источники не являются основанием для формирования какой-то позиции», — сказал Песков. В Кремле ожидают официальную позицию Брюсселя, добавил он.
Большими успехами минский процесс похвастаться пока не может, но какие-то подвижки и положительная динамика в нем существуют, поэтому и Запад, и Восток должны поддерживать этот процесс, чему никак не будет способствовать продление санкций, говорит исполнительный директор Германо-российского форума Мартин Хоффман. «Санкции бессмысленны, они усиливают в России те националистические направления, которые как раз Запад не хочет усиливать. Это шаг к эскалации, а не к разрядке», — говорит Хоффман.
Формально в соглашении записано, что санкции снимут не в тот момент, когда вместо горячего конфликта возникнет замороженный, а когда будут выполнены все пункты соглашения, а они не выполнены. Последний из них — передача под украинский контроль границы, на чем Украина настаивает как на главном, говорит эксперт Московского центра Карнеги Александр Баунов. Другое дело, что европейцы видят, что Украина на глазах проваливает шанс за шансом и что замороженный конфликт ее руководству выгоден сейчас не меньше, а то и больше, чем России (чтобы списать проваленные шансы), и Киев сам многое делает, чтобы соглашения не выполнялись. Но наказывать за это Украину не будут, она все-таки жертва, отмечает эксперт. В итоге с замершим и замороженным конфликтом сосуществуют такие же замершие и замороженные санкции, резюмировал Баунов.
Украинский кризис — испытание для нового немецкого лидерства в Европе и пока новых решений, как выйти из тупика, не видно, говорит гендиректор РСМД Андрей Кортунов. Поэтому сохранение давления на Москву — это импульсивная реакция, которая заменяет реальную стратегию, отмечает он.
Источник — Ведомости