Льготное автокредитование: границы расширены

С настоящего момента вводится льготное автокредитование для машин стоимостью до 600 тыс руб. Список доступных для покупки по льготному кредиту автомобилей значительно расширен — наши власти наконец-то отказались от идеи поддерживать в кризис только продукцию «АВТОВАЗа».

В условиях падения потребительского спроса на автомобили в период кризиса государство расширяет меры поддержки автопрома. В частности, Минпромторг предлагает повысить максимальную стоимость автомобиля в программе льготного автокредитования с 350 тыс до 600 тыс руб.

В сообщении министерства отмечается, что Минпромторг России подготовил проект постановления правительства РФ о внесении изменений в программу субсидирования потребительских автокредитов. Этот документ, в частности, предусматривает снижение минимальной величины предоплаты за приобретаемые автомобили – по новым правилам первоначальный взнос на машину будет составлять 15 проц вместо нынешних 30 проц.

Кроме того, льготные кредиты будут предоставляться не только для приобретения легковых автомобилей, но и легкого коммерческого транспорта стоимостью не более 600 тыс руб. В частности, речь идет о грузовиках «ГАЗель», Fiat Ducato и малого коммерческого автомобиля Fiat Doblo.

Минпромторг решил либерализовать сроки, на которые выдается льготный кредит — время выплаты кредита растянуто до 36 месяцев с момента приобретения авто. Сегодняшний покупатель, присоединяясь к этой программе, обязан погасить кредит к концу 2011 г.

Между тем, объем господдержки в 2 млрд руб, предусмотренный программой по льготному кредитованию авто, увеличивать не будут. Размер субсидирования ставки остается прежним — две трети от ставки рефинансирования Центробанка РФ.

В случае принятия постановления будет увеличено количество реализуемых автомобилей отечественного производства, что позволит загрузить производственные мощности, и уменьшит риск сокращения рабочих мест в автомобильной промышленности, а также в смежных отраслях промышленности и снизит социальную напряженность в стране в условиях финансового кризиса, отмечают в Минпромторге.

По состоянию на 14 мая 2009 г от физических лиц в банки с апреля 2009 г поступило 14700 заявок на получение кредитов на приобретение легковых автомобилей, из которых удовлетворено 5498. Как отмечают эксперты, спрос на автомобили, отвечающие требованиям программы по льготному кредитованию, оказался значительно ниже, чем ожидали на рынке. Количество машин, купленных в прошлом месяце по программе льготного кредитования, оценивается лишь в скромные 3 проц от общего объема автопродаж в РФ в апреле. Скорее всего, решение Минпромторга о распространении программы по льготному кредитованию на машины стоимостью до 600 тыс руб призвано поднять уровень продаж автомобилей в РФ. В прошлом месяце рынок рухнул на рекордные 53 проц — до 135,7 тыс новых автомобилей /данные AEB/. По итогам года спрос на новые машины упадет минимум на 40 проц, прогнозируют в AEB. Даже если будут одобрены все полученные около 15 тыс заявок, это все равно мало изменит ситуацию, считают эксперты.

Как отмечают аналитики, новые условия предоставления льготных автокредитов, при которых список машин, покупка которых субсидируется государством, расширяется, а объем господдержки остается на прежнем уровне, может привести к обострению конкуренции на рынке, преимущественно в сегменте недорогих отечественных иномарок. Если обострившаяся конкуренция будет поддержана и оживлением потребительским спросом, то можно считать, что вторая версия программы по льготному кредитованию станет оправдывать свое появление.

Когда вступит в силу решение о повышении ценового порога в рамках программы по льготному кредитованию до 600 тыс руб, то в рамках госкредитов можно будет купить еще ряд иномарок, собранных в России, например Volkswagen Polo или Skoda Octavia.

Кроме того, эксперты предполагают, что целый ряд иномарок российской сборки могут быть включены в список позднее за счет снижения цены на них. Например, Ford Mondeo, который сейчас собирается в Ленобласти, или Volkswagen Jetta /в Калуге/ стоят минимум 670 тыс руб и 630 тыс руб соответственно и обладают потенциалом удешевления. Летом General Motors запускает в Петербурге сборку Chevrolet Cruze, который пока не продается в России, но который в Европе стоит от 16 тыс долл.

Напомним, что льготные автокредиты на покупку машин стоимостью до 350 тыс руб с апреля выдают ВТБ, Сбербанк и Россельхозбанк.

Список автомобилей, которые можно купить по льготным кредитам, составляет 29 моделей. В том числе в этом список попал и Ford Focus в самой дешевой комплектации после того, как производитель принял решение снизить его стоимость до «необходимых» 350 тыс. Кстати, «российский» Ford одним из первых заявил, что госпрограмма по льготному кредитованию не отвечает полностью требованиям клиентов Ford, которые хотели бы покупать по льготным программе более дорогие машины этой марки.

Замечания о том, что госпрограммы льготного автокредитования явно не хватает, чтобы расшевелить российский авторынок, были подхвачены многими участниками авторынка в РФ. Многие автопроизводители вместе с банками стали вводить собственные кредитные программы с субсидируемыми ставками. По ним можно купить и более дорогие модели машин. О запуске подобных программ заявили Ford, Toyota, Renault, General Motors, Nissan, BMW, Kia, Volkswagen, а также российские «АВТОВАЗ», группа ГАЗ и Sollers. Единственный минус этих программ то, что сроки таких предложений автопроизводителей ограничены и действуют, как правило, до июня.

Между тем ряд экспертов заявляют, что главным фактором для поддержки продаж должно стать прямое финансирование покупателей. Подобные меры были приняты во многих европейских странах. Однако в РФ решили пока не принимать радикальные меры поддержки спроса на авто. В Минпромторге предпочитают действовать поступательно и принимают решение, как было сказано выше, о вхождении в программу льготного кредитовании машин стоимостью до 600 тыс руб.

Как сказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, «принимая решение о субсидировании процентных ставок по автомобилям, ценой не выше 350 тыс руб, власти ориентировались, похоже, на бедную часть автомобилистов. Но в условиях кризиса, как известно, бедные беднеют быстрее остальных категорий граждан». «Власти изначально, я считаю, ошиблись в тактическом плане, разработав программу по стабилизации рынка продаж авто в России в период падения потребительского спроса на авто, суть которой — частичное покрытие государством процентных ставок по автокредитам. Бедные люди, в том числе и бедные автомобилисты, стали в кризис экономить и поэтому вяло отреагировали на предложения правительства по льготным автокредитам», — считает В.Похмелкин. «Я хочу отметить, что программа по покупке по льготным кредитам авто не дороже 350 тыс руб была рассчитана на тех автовладельцев, которые уже имели машины и хотели в идеале их поменять на новые. Но перечень машин, отвечающих ценовым требованиям в 350 тыс руб, их не заинтересовал. Авто по такой цене для автомобилистов со стажем оказались слишком дешевыми, а, вернее, недостаточно комфортнее тех машин, на которых люди ездили до сих пор», — продолжает он. «А вот в пределах 600 тыс руб можно уже купить приличную иномарку, отвечающую высоким требованиям как в техническом, эксплуатационном, так и дизайнерском плане», — отмечает В.Похмелкин.

«Я сейчас не готов прогнозировать высокий спрос на авто, попавших в расширенный список машин, на которые теперь будет распространяться система льготного кредитования. Но я считаю, что есть основания полагать, что автомобилисты захотят поучаствовать в этой программе и захотят купить среднего класса авто по льготной кредитной ставке», — говорит он.

«Отмечу лишь, что, расширяя ценовой диапазон для машин, подпадающих под новые условия льготного кредитования, власти, очевидно, отказались от изначальной идеи поддержать программой по субсидированию процентных ставок покупку авто по ценам не более 350 тыс руб, отечественный автопром в лице «АВТОВАЗа». Расширяя ценовую границу до 600 тыс руб, власти поменяли задачи программы, что хорошо; переориентировали цели этой программы на запросы потребителя. Возможно, таким образом все-таки удастся чуть-чуть исправить в лучшую сторону динамику в части уровня продаж на автомобильном рынке России в первый, возможно, самый тяжелый и непредсказуемый, год кризиса», — полагает В.Похмелкин.

Источник — Прайм-Тасс

Читайте также: