«Было — стало»: сравнил соццены на продукты 3 месяца назад и теперь и удивился, какая у бедных инфляция
Никакой «химии» и магии! Только цены на хлеб, молоко, сахар, картошку и овощи в формате «было — стало» с разницей в три месяца. Сразу говорю: ни одного продукта, на который цена снизилась, а не выросла, я не нашел.

Я видел результаты исследования потребности населения в госрегулировании цен. Более 70% опрошенных хотят, чтобы торговым сетям запретили бесконтрольно переписывать ценники, ограничив их жажду прибыли приказом сверху. Что ж, давайте посчитаем, как будут расти цены, если такие меры ввести.
Сделать расчет можно на соцценах в продовольственной группе товаров
В ситуациях, когда спрос стабилен, а количество товара снижается, либо когда спрос растет, а рост производства не успевает за ним, у продавца возникает соблазн поднять цену. Условно это можно назвать коэффициент жадности: множитель в замкнутых экономиках без внешнего конкурентного притока товаров может доходить до 10, 20 и более. Например, закупочная стоимость 10 рублей, розничная — 100. Ровно столько, сколько заинтересованные в продукте покупатели готовы за него заплатить.
Ключевая особенность товаров по соцценам — торговая надбавка по ним ограничена и не выходит за рамки 10%. По крайней мере, так обещала торговая сеть, когда их вводила. То есть коэффициент жадности тут отсутствует, и по таким товарам можно посчитать идеальную инфляцию — рост цен, очищенный от влияния конкурентных факторов, спада производства, растущего спроса и целого ряда других. Ровно то, что бывает при регулировании «сверху».
Для снятия цен я выбрал обычный супермаркет «Магнит» в самой что ни на есть хрестоматийной русской глубинке — в поселке. Для него характерны отсутствие скачков спроса и предложения, постоянная клиентская аудитория, преобладание покупателей с доходами ниже среднего уровня и низкими. Стабильность в концентрированной форме, если хотите.

Провел два среза цен — в начале ноября и в феврале. Товары одни и те же, от хлеба и молока до капусты и сахара. Всего 13 наименований. Фотки что называется «с колес», никуда их выкладывать я изначально не собирался, так что не будьте чересчур строги к картинкам.
Показываю, сколько стоили продукты, какие цены теперь и считаю прирост. В конце статьи вы увидите среднюю «инфляцию» по товарам с ограниченной наценкой и узнаете, есть у нас уже гипер или пока нет.
Рост цен на молочные продукты по соцценам

Творог удивил. На ценнике 9-процентного творога «Веселый луг» метка о соццене пропала, а цена подскочила сразу на 10 рублей, на 20%. Вместо этой марки по соццене теперь обезжиренный творог, который стоит всего на рубль дешевле.

Сливочное масло 72,5% жирности подорожало со 140 рублей до 170 — сразу на 30 рублей. На 21,4% за 3 месяца! Получается, что удержаться в рамках официальной инфляции «Магнит» не пытается. Подорожало дорогое масло, вслед за ним сразу пошло и дешевое.

Кефир стал дороже на 4,3 рубля. Цена выросла на 10%.

Молоко подорожало всего на 60 копеек, на 1,4%. Удивительное дело, молоко почти по той же цене, откуда же тогда обоснование для подорожания сливочного масла? Оба продукта — собственные марки «Магнита», стоимость сырья вряд ли сильно отличается.

Сахар второго класса технического стандарта подорожал на 3 рубля, цена поднялась всего на 5,3%. Хороший сладкий сахар, каждый день в кофе такой насыпаю.
Цены в отделе плодоовощной продукции

Фасованные в пакеты яблоки подорожали на 1,1 рубля за килограмм. Прирост на 1,3% — еще меньше, чем на молоке.
Из корнеплодов ошарашила картошка. В ноябре была красивая, ровная и относительно чистая по 36 рублей. В феврале — вся в земле, колотая и местами погрызенная по 40 рублей. Рост цены за квартал на 11,1%.

Снижение качества хорошо видно на фото. Раньше такую картошку и по 20 рублей никто не взял бы, а теперь по 40 покупают, своими глазами видел. Интересно, сколько лет она в хранилищах пролежала? Разгадка проста: к ценам на картофель в этом году повышенное внимание, их удерживают любыми судьбами. Вот и получается, что выставляют на витрину те корнеплоды, которые раньше пошли бы на корм сельскохозяйственным животным. Кстати, белорусская по 80-100 рублей за кило на поверку оказалась не лучше этой по 40.

Соццена на лук выросла на 9,4 рубля или на 20%. Но, в отличие от картошки, лук хотя бы сохранил презентабельный вид.

Свекла мельче и дороже на 1,8 рубля. Рост на 4,2%.

Морковка — качество не изменилось, а ценник выше на 2 рубля или 8,3%.

Рост цен на капусту шокирует еще сильнее, чем лук и сливочное масло. Сразу на 7 рублей за килограмм или 21,9%.
А что на хлебной витрине?
Чем меньше в семье денег, тем больше в ней едят хлеба — аксиома, известная уже несколько веков. Этот продукт всегда был доступным, а странах со своим зерном он просто обязан быть дешевым.

И черный хлеб, и батон за 3 месяца подорожали ровно на 2 рубля
Выходит рост на 9% по обоим продуктам. Если такая динамика сохранится, к ноябрю хлеб для малообеспеченных будет стоить больше 30 рублей.

А теперь считаем средний рост цен и удивляемся «инфляции бедных»
Так как я экономист, я не могу назвать это инфляцией и пишу в кавычках, поскольку подсчеты ведутся без учета доли рассматриваемых продуктов в структуре потребления домохозяйств, а набор товаров крайне мал. На тринадцати товарах по стандартным формулам не считают. Но… вам запретить называть вещи своими именами не могу.
По формуле — нет, но по сути это и есть «инфляция бедных». Тот рост цен, о котором говорят люди с невысокими доходами. Семьи, чье питание состоит из простых продуктов минимальной степени переработки, которые обязаны быть дешевыми.
Среднее арифметическое по рассмотренным в статье соцценам на 13 товаров: рост на 11%. Не за год, за 3 месяца!
При сохранении текущей динамики годовой прирост стоимости продуктов составит 51,8% ноябрь к ноябрю. Примерно в 5 раз выше зафиксированного статистиками уровня. И — да, по канонам экономической науки 21 века это гиперинфляция.
Вывод прост: работать надо с причинами роста цен, а не искать вокруг спекулянтов, махинаторов и корыстолюбивых бизнесменов. Не поможет. И госрегулирование не поможет: если работать с продовольственной розницей по принципу ограничения торговой надбавки, как это реализовано в «Магните», цены все равно растут слишком быстро.