Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Весна близко. Подорожает ли бензин?

Рост цен на бензинРоссийские власти пока настроены не продлевать соглашения с нефтяными компаниями о замораживании цена на топливо, уверовав в их социальную ответственность.

Ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов остается тревожной — на фоне роста НДС в начале года до 20% нефтекомпании подняли цены на топливо на заправках. Это подорожание согласовано с правительством в рамках пакетной договоренности по сдерживанию цен на автомобильное топливо в стране до конца марта. Но допустимый потолок индексации установлен в 1,7%. Заступ за «флажки» грозит нефтяникам введением заградительных экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, о чем не раз предупреждал глава правительства Дмитрий Медведев. При этом январское плановое увеличение акцизов нефтяникам запрещено отыгрывать путем «задирания» потребительских котировок.

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) пока не фиксирует ценовых нарушений на розничном рынке моторного топлива. Но уже сейчас в фокусе внимания 31 марта — дата окончания ценового соглашения по топливу властей с нефтяными компаниями. Мониторинг покажет, потребуется ли пролонгация «заморозки» цен на бензины и как в итоге проявит себя на потребительском рынке январская индексация акцизов на нефтепродукты. Следует также учесть, что весной начинается посевная, которая разгоняет спрос на горючее.

Активней после зимы становится и армия автомобилистов. Сезонность будет соблазнять производителей топлива к корректировке цен в сторону повышения.

Российские власти пока настроены не продлевать соглашения с нефтяными компаниями — в правительстве, видимо, укрепилась вера в их социальную ответственность. Вице-премьер по ТЭК Дмитрий Козак не раз намекал на отраслевых совещаниях, что насыщение внутреннего рынка топлива является приоритетной (в сравнении с экспортом нефтепродуктов) для нефтяных концернов задачей. В видении властей, эти уроки должны быть усвоены.

Расчет правительства строится и на недавней «устрашающей» инициативе ФАС. 5 февраля замглавы ведомства Андрей Цариковский сообщил о планах возбудить антимонопольное дело в связи с подозрениями двух крупных трейдеров в сговоре, следствием чего и стал скачок биржевых цен на топливо весной 2018 года. При этом чиновник заметил, что в процессе рассмотрения дела могут появиться и новые фигуранты. Но конкретики не прозвучало.

Таким образом, ФАС сохраняет интригу, стремясь побудить всех трейдеров вести себя аккуратней. Также нефтяникам настоятельно рекомендовано индексировать цены на бензины в 2019 году синхронно с темпами инфляции, без превышения.

Естественно, власти заинтересованы в стабильности топливного рынка. Но принятый к реализации налоговый маневр, напротив, провоцирует рост цен на горючее в стране. В этом и заключается ключевое противоречие. Тем более что мировая цена барреля Brent давно закрепилась выше рубежа $60, отдалившись от декабрьской ямы, когда «бочка» эталона продавалась в отдельные дни и за $50. А удорожание сырья на глобальных площадках, как известно, также одна из серьезных причин роста цен на внутреннем рынке нефтепродуктов.

Показательна конъюнктурная статистика по прошлому году: по данным Росстата, автомобильный бензин в России по его итогам подорожал в рознице на 9,4% в сравнении с 2017 годом. Лишь в декабре розничные цены на бензин снизились относительно ноября 2018 года на 0,1%. Публичные заверения регуляторов уложиться в рамки годовой инфляции по уровню роста розничных цен на бензины оказались несостоятельными.

Удастся ли в текущем году выполнить норматив — большой вопрос. Ведь ручной режим на рынке топлива временный, а сложившаяся олигополия — бессрочна. Тотальное же госрегулирование пагубно повлияет на рынок нефтепродуктов и обострит проблему качества бензинов в России. А выбор сценария «необузданной картелизации» только участит ценовые кризисы. Поэтому для сглаживания всплесков бифуркаций на национальном рынке нефтепродуктов долгосрочно применяется некий комбинированный подход. Но этот «гибрид» пока далек от оптимального.

Источник — Форбс

Весенний рост цен на бензин

Цены на бензин в регионах

Основываясь на данных Росстата, эксперты агентства РИА Рейтинг по заказу РИА Новости рассчитали объем бензина марки АИ-92, который могут приобрести на свою среднемесячную зарплату жители разных регионов России, и составили рейтинг субъектов Федерации по доступности бензина для населения. Объем бензина, доступный на заработную плату, определялся путем деления среднемесячной зарплаты в регионе за вычетом НДФЛ за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года на региональную цену бензина по состоянию на середину января 2019 года.

В число регионов с самым доступным бензином входят преимущественно территории Крайнего Севера и обе столицы.

На первой строчке рейтинга расположился Ямало-Ненецкий округ, где на среднюю зарплату можно приобрести 2.006 литров в месяц. Второе место заняла Москва (1.699 литров), третье — Ненецкий автономный округ (1.588 литров).

Приобрести на среднюю в регионе заработную плату более тысячи литров бензина АИ-92 могут также водители еще в десяти регионах. Это Чукотка, Магаданская и Сахалинская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Камчатка, Петербург, Мурманская область, Якутия, Московская область и Коми.

В среднем по России доступность бензина АИ-92 — 896 литров на среднемесячную зарплату одного человека, при этом в 68 регионах показатели ниже этого уровня.

Самая низкая доступность — в республиках Северного Кавказа, жители которых могут приобрести на свою зарплату в три-четыре раза меньше бензина, чем жители Ямала. На среднюю в Дагестане зарплату в месяц можно купить 483 литра бензина АИ-92, в Карачаево-Черкесии — 508, в Кабардино-Балкарии — 517 литров.

В замыкающую рейтинг десятку с самой низкой доступностью бензина для населения входят также Калмыкия (531 литр), Крым (533), Адыгея (534), Чечня (536), Ивановская область (537), Алтайский край (539) и Тамбовская область (545).

Комментарии экспертов о весеннем росте цен на бензин

Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза:

«Думаю, что [цены] будут расти в пределах инфляции. По крайней мере, у нефтяных компаний — это все записано в протоколе Козака. Как будут меняться оптовые цены? Да никто не знает! Реально, я вам говорю, никто не знает. Все будет зависеть от того, как будут себя вести мировые цены, какой будет курс рубля относительно доллара. На сегодняшний день рынок насыщен, предложение превышает спрос, хотя спрос в принципе не очень велик».

Рустам Танкаев, гендиректор компании «Инфотэк Терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России:

«Будет снижаться качество бензина за счет добавления к нему низкосортных и дешевых компонентов. Ясно, что, где можно, будет процветать недолив, потому что надо компенсировать убытки. Это мы уже проходили, у нас это уже четвертый бензиновый кризис после распада Советского Союза. Таким образом, очевидно, что цены на бензин все-таки вырастут. Нефтяники долго платить дополнительные налоги просто не смогут или будут вынуждены свернуть производство бензина — будет дефицит, как это у нас было уже и раньше, и будут дикие скачки цен».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *