Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Максим Рева: Новая волна кризиса – глобальный кризис перепроизводства

Влияние событий на глобальную экономикуВ 2008 году экономисты сходились во мнении, что начавшийся кризис будет идти как минимум десятилетие. И вслед за первой волной последует следующая, более сильная и более глобальная. Но быстрое восстановление мирового рынка приободрило его участников, несмотря на то, что многие проблемы, который породил кризис 2008 года, не были решены.

Первая волна кризиса схлынула, в развивающихся странах начался новый экономический подъём, что позволило говорить о них, и, прежде всего о Китае, как о новом локомотиве мировой экономики. Стоимость нефти, резко обвалившейся осенью 2008 года, так же быстро восстановилась, что дало надежду на скорейшее восстановление мировых рынков. Однако порождённый первой волной европейский долговой кризис за пять лет не был решён. Не были преодолены его последствия и самое тревожное из них — сокращение в ЕС, являющемся крупнейшим импортёром развивающихся стран, потребления и сохранение высокого, выше 10%, уровня безработицы. В то же время в США потребители, напуганные массовыми увольнениями 2008 года и не ощущающие стабильности в будущем, так же стали сокращать свои расходы.

И в США и в ЕС монетарные власти, стараясь оживить экономическую активность и стимулировать потребительский спрос, приняли решение запустить программы количественного смягчения и опустить процентные ставки до 0,25%. При этом ещё до 2008 года как ФРС, так и ЕЦБ вели политику низких процентных ставок, но уже тогда это слабо стимулировало экономику. Однако эти действия не привели к желательному результату.

Деньги, которые печатали и печатают ЕЦБ и ФРС, не инвестируются в экономику, не стимулируют потребление, они уходят в так называемые высоколиквидные финансовые инструменты, как правило, долговые обязательства США, Германии, Швейцарии и Японии. Отдать деньги в долг и при этом ещё доплачивать должнику за то, что он взял у тебя в долг — абсурд. Но именно до этого довела политика монетарных властей США и Европейского Союза. Как только начались программы количественного смягчения, стала падать, дойдя до отрицательных значений, доходность по долговым обязательствам вышеупомянутых стран.

Ещё большую тревогу стали вызывать крупные американские корпорации, чья капитализация до последнего момента росла. Рост их акций был обусловлен небывалыми по объёмам выкупами собственных акций (buyback). И в то же время многие из них стали аккумулировать огромные запасы наличности. Так, например, у самой богатейшей корпорации мира Apple эта сумма достигает $200 млрд. При этом фондовый рынок США рос, создавая иллюзию экономического подъёма.

Согласно закону капитала, который никто не отменял, — деньги должны приносить доход, но, как мы видим начиная с 2008 года, капитал не инвестируется в развитие корпораций. Капиталисты, не видя перспектив роста рынков сбыта, попросту замораживают свои средства.

В Китае в это время началась программа переориентации экономики с экспорта на внутреннее потребление. До середины 2014 года казалось, что в Китае начинается потребительский бум. Однако уже к концу 2014 данные стали говорить о сокращении потребления в Поднебесной и более быстром, чем ожидали аналитики и власти, сокращении темпов роста промпроизводства. Но, несмотря на это, китайские фондовые индексы показывали рекордный, более 100% за год, рост. Всё закончилось в июле этого года, когда капитализация китайских компаний упала более чем на 30% и продолжает падать.

Теперь вслед за обвалом китайских фондовых рынков начал своё падение фондовый рынок США, а вслед за ним началось падение в ЕС. После прошедшей чёрной пятницы 21 августа все выходные в СМИ стаяла паника, было ясно: понедельник 24 августа откроется падением котировок по всему миру, во всех сегментах. И сейчас происходит глобальный обвал мирового финансового рынка.

Сбываются предсказания, которые были сделаны ещё год назад. Так, например, известный американский финансовый управляющий и экономист Джон Хассман, который заработал себе репутацию рыночного оптимиста, летом 2014 года, говоря о фондовом рынке США, предупреждал: «Можете не сомневаться — это и есть пузырь активов, и весьма опасный. На основании большинства надежных исторических показателей можно сказать, что нынешний пузырь превышает уровни 1972 и 1987 гг., 1929 и 2007 гг., сейчас он на 15% больше максимумов 2000 г. Основным отличием текущего эпизода и того, что было в 2000 г., является то, что пузырь 2000 г. был очевидным в технологическом секторе, в то время как сейчас он рассеян по всем секторам таким образом, что оценка большинства акций сейчас даже хуже, чем в 2000 г.» Уже в начале августа этого года Хассман, обращаясь к инвесторам, заявил: «Посмотрите на цифры, и вы увидите, что наше нынешнее беспокойство — это не преувеличение. Дело попросту в том, что таких условий на рынке, какие мы наблюдаем сегодня, мы не видели никогда, за исключением всего нескольких случаев, и обычно это кончалось совсем нехорошо. На мой взгляд, сейчас один из важнейших моментов, когда стоит пересмотреть все ваши риски, вашу опытность, вашу устойчивость к убыткам, — то, насколько спокойно вы отнесетесь к потерям при потенциальных ралли даже на крайне переоцененном рынке, а также ваш истинный инвестиционный горизонт». Король биржевых спекулянтов, редко ошибающийся Джордж Сорос, ещё в четвёртом квартале 2014 года «встал» в короткие позиции против индекса S&P 500 и дождался своего часа.

То, что сейчас мы наблюдаем на фондовых площадках всего мира, не является исключительно финансовым кризисом, как это было в 2008 году. Чтобы понять природу новой волны кризиса, стоит посмотреть на отчётность первого полугодия уже упомянутой корпорации Apple и реакции на это фондового рынка. В конце июля яблочная корпорация объявила о росте своих доходов. Так выручка увеличилась с $37 млрд. до $49,6 млрд. чистая прибыль выросла с $7,7 млрд. до $10,7 млрд. Однако сразу же после выхода отчетности акции Apple рухнули, и за последние три недели корпорация потеряла почти 20% своей стоимости. Инвесторов разочаровали результаты продаж яблочных гаджетов в Китае, сократившиеся на 21%, а также продажи основного продукта — iPhone, оказавшиеся ниже прогнозов. Инвесторы увидели в этом долгосрочную тенденцию по сокращению глобального спроса. Вслед за акциями Apple, пополз вниз и весь рынок США.

Низкий спрос на товары и услуги, высокий уровень банкротств, предшествующее этому резкое сокращение капитализации компаний, низкий уровень деловой активности, растущая безработица, снижение реальной заработной платы, — все эти признаки мы в той или в иной мере и в различных регионах мира наблюдали, начиная с 2008 года. Все эти признаки говорят о кризисе перепроизводства. Теперь же все эти факторы становятся общими для всех сегментов экономической деятельности в глобальном масштабе. Мир оказался в начале глобального кризиса перепроизводства.

Максим Рева, ИА REGNUM

Читайте также:

1 комментарий

  1. kostik1:

    Современный кризис вовсе не кризис перепроизводства, а структурный глобальный кризис необеспеченного и невозвратного долга. Невозможность дальнейшего увеличения долга для поддержания частного спроса и запускает механизм глобального краха.

    Впрочем ихспертам виднее…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *