«Лента» предупредила, что госрегулирование цен разорит ритейлеров
Попытки государства остановить инфляцию директивными методами — заморозив цены, как в СССР, — обернутся для ритейла разорением, заявил в интервью РБК гендиректор «Ленты» Владимир Сорокин.
Рост цен на продукты, бьющий рекорды с 2015 года, носит «не спекулятивный, а чисто экономический характер», считает Сорокин, возглавляющий одну из крупнейших розничных сетей России, в составе которой почти четыре сотни гипер- и супермаркетов в 88 российских городах.
В декабре правительство запретило повышать цены на сахар, подсолнечное масло, взлетевшие на 70% и 24% в прошлом году. В марте неофициально были заморожены цены на курицу и яйца после роста на 6,9% и 2,6% с начала года соответственно.
«Лента» выполняет все требования контролирующих органов, но я не очень понимаю, как можно нерыночными методами управлять ценами. Сказали нам продавать сахар или растительное масло по такой-то цене, мы его продаем, но для нас как субъекта бизнеса это чревато», — предупредил Сорокин.
Прибыль ритейлеров и так невелика, у публичных компаний она составляет от 1,6 до 3,6% от выручки, напомнил Сорокин.
«Если нас заставляют продавать по цене ниже той, по которой мы должны с точки зрения экономики торговать, то мы несем убытки. Соответственно, если мы несем убытки, то становимся неуспешным бизнесом и, понятно, через какое-то время разоримся», — сказал топ-менеджер.
По его мнению, никто не хочет на самом деле поднимать без необходимости цены, потому что это риск конкурентоспособности.
«У людей денег немного, и они их очень аккуратно расходуют», — добавил Сорокин.
По данным Росстата, на конец февраля продовольственная инфляция в России достигла 7,7% и стала рекордной с 2015 года.
По расчетам РАНХиГС, сейчас россияне отдают 38,16% всех расходов на продукты питания. Это рекорд с 2010 года, когда еда отнимала 38,5% семейных бюджетов.
Комментарий экономиста Никиты Кричевского:
Ритейл, как правило, состоящий из иностранных и офшорных компаний, постоянно жалуется на беды и госрегулирование. Однако данный факт опровергается контрольными цифрами. Например, по итогам 2020 года X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик») нарастил чистую прибыль на 51,2% (!) до 39,2 млрд руб. (по МСФО) при росте выручки на 14,1% до 1,98 млрд руб.
Аналогичная ситуация и у других торговых сетей. Так, чистая прибыль крупнейшей по числу магазинов торговой сети «Магнит» по итогам года выросла в 2,2 раза, до 37,8 млрд рублей. Чистая прибыль «Ленты» по МСФО по итогам 2020-го составила 16,5 млрд рублей против убытка в 2,8 млрд рублей годом ранее.
Так что все рассказы, а накануне многие читали слова главы «Ленты» о неизбежном банкротстве, про бедственное положение ритейла, мягко говоря, преувеличены. Мало отраслей, где наблюдается подобный рост чистой прибыли.