Какими будут курс рубля, темпы инфляции, мировые цены на нефть и курс доллара к евро?
Эта статья из еженедельника «Коммерсант» многим покажется интересной — вы увидите ответы экспертов на четыре сакраментальных вопроса: какими будут курс рубля, темпы инфляции, мировые цены на нефть и курс доллара к евро.
C верой в худшее
В период кризиса все очень нервничают, не зная, как будут развиваться события. Однако кое-что предположить все же можно: в 2009 году Россию ожидает в лучшем случае очень скромный экономический рост, сопровождаемый очень нескромным ростом потребительских цен.
В своем прогнозе на 2008 год (см. «Власть» N2 за прошлый год) мы предполагали, что экономический рост в России останется на сравнительно высоком уровне и составит больше 7%. Мы оказались близки к истине: в итоге прирост российского ВВП, по предварительным оценкам, составил очень приличные 6%. Это, конечно, не 8,1%, как в 2007 году, однако все равно значительно больше, чем, скажем, в ведущих индустриальных странах. Такой рост показан, несмотря на то, что в четвертом квартале 2008 года российский ВВП увеличился всего на 2,5% в годовом исчислении, значит, значительную часть года темпы экономического роста превышали 7%. Кроме того, мы предсказывали, что 2008 год станет еще одним годом очень быстрого роста импорта, этот импорт возрастет более чем на 30%, и здесь оказались совершенно правы. Если в 2007 году российский импорт составил $223,4 млрд, то за 2008 год импортных товаров, по предварительным оценкам, поступило на российский рынок на $292,5 млрд, то есть прирост составил $69,1 млрд, а это больше 30%. При этом в четвертом квартале 2008 года дела с импортом обстояли даже лучше, чем в четвертом квартале 2007 года: ввоз товаров составил $73,3 млрд против $69,6 млрд.
В общем, как ни странно, оказалось, что в отношении импорта и экономического роста развернувшийся в 2008 году широкомасштабный мировой финансово-экономический кризис не сделал российскую экономику менее прогнозируемой. Это, кстати, касается и потребительского поведения граждан. Мы предсказывали, что граждане будут с энтузиазмом тратить деньги, они и тратили, несмотря ни на какой кризис. В кризисном четвертом квартале ушедшего года оборот розничной торговли увеличился почти на 10% в годовом исчислении. А в целом за год розничные продажи товаров выросли на 13,6% — ненамного меньше, чем в бескризисном 2007 году с его ростом продаж на 16,7%.
C другой стороны, не вызывает сомнения тот факт, что на российскую финансовую сферу и особенно на российскую промышленность глобальный кризис произвел очень сильное впечатление. В четвертом квартале в промышленности произошел спад в 8,2% в годовом исчислении; в ноябре производство в химических производствах упало на 25,8% в годовом исчислении, в металлургии — на 13,3%. В итоге за год промышленное производство выросло всего на 2% — это более чем в три раза меньше, чем в прошлом году. Предприниматели явно не знают, как будут обстоять дела с развитием кризиса в 2009 году, а в таких условиях производство обычно не наращивают, а сокращают.
Официальные прогнозы по экономическому кризису, как обычно, строятся на нескольких сценариях, в зависимости прежде всего от мировых цен на нефть. И среди этих сценариев, разработанных Минэкономразвития, имеется весьма пессимистический (называемый экспертами министерства «инерционным»: согласно этому сценарию, ВВП в 2009 году вообще сократится на 0,5%, а инвестиции — на 9,5%. Имеется также вариант, предусматривающий успешную борьбу с кризисом (в том числе налоговые стимулы и меры государственной поддержки банковского сектора: к концу 2009 года туда будет направлено до 4,7 трлн рублей, то есть 11,5% ВВП). Тогда ВВП возрастет на 2,4% при повышении инвестиций на 1,4%.
Со своей стороны отметим, что экономический рост в 2009 году будет зависеть не столько от действенности госмер по поддержке экономики, сколько от настроений предпринимателей. Если они решат, что все плохо и будет еще хуже, сокращение производства превысит 1%. Если же они сочтут, что худшее уже позади, то ВВП может вырасти на 3%. В любом случае наиболее динамичным сектором экономики будет розничная торговля — граждане уже привыкли в кризис тратить деньги, и эта привычка у них не пройдет.
Что кризис сделал менее прогнозируемым, так это, безусловно, курс доллара — как в России, так и в мире. В кризисных условиях иностранные инвесторы разочаровались в развивающихся странах и в России в том числе. В цене оказались не российские акции, а американские доллары — произошел широкомасштабный вывод иностранных средств из России. Мы предполагали, что курс доллара на российском рынке в 2008 году может оказаться ниже 24 рублей. Весной так и случилось. Но в условиях массового кризисного оттока капитала из России (который еще и сопровождался пробуждением активности валютных спекулянтов), а также резкого сокращения поступлений нефтедолларов ЦБ просто не мог раздавать доллары так дешево. Банк, разумеется, делал все, чтобы подорожание доллара не выглядело, как кризисная девальвация, используя для этого свои значительные золотовалютные резервы. Но предотвратить ослабление национальной валюты он был все равно не в состоянии. Впрочем, ЦБ при этом мог сослаться на то, что доллар дорожает во всем мире: инвесторы решили, что в мире сейчас ничто не имеет цены, кроме денег, причем американские предпочтительнее. Банк также мог отметить, что теперь-то уж его никто не упрекнет в том, что своей валютной политикой он ослабляет национальную конкурентоспособность — в условиях падающего рубля эта конкурентоспособность теоретически должна только расти, а это исключительно ко времени в условиях промышленного спада. Как бы то ни было, год кончился с курсом доллара больше 29 рублей, а среднегодовой курс составил 24,9 рубля.
В соответствии с официальными прогнозами Минэкономразвития в случае действенности антикризисных мер в 2009 году среднегодовой курс доллара составит 30,8-31,8 рубля, а в случае «инерционного» развития событий — 31-32 рубля. Нужно, однако, заметить, что происходившее в конце 2008-начале 2009 года постоянное, хотя и постепенное ослабление рубля тем плохо, что и у граждан, и у банков создается впечатление неизбежности подорожания доллара в условиях кризиса. Тем самым в лучшем случае у них возникает желание запастись долларами на возможный черный день, а в худшем — скупать доллары в спекулятивных целях. Парадоксальным образом для борьбы со спекулятивными атаками приходится и дальше понижать курс рубля, чтобы не дать спекулянтам запастись долларами по дешевке. Это может привести к тому, что доллар окажется дороже 35 рублей. С другой стороны, спекулянты могут счесть, что золотовалютные резервы ЦБ слишком уж велики, играть с банком бесполезно, во время кризиса нужны не только доллары, но и рубли, так что пора доллары не продавать, а покупать (особенно если на мировом рынке доллар пойдет вниз). Тогда курс доллара в России не превысит 33 рублей.
Что касается судьбы доллара на мировом валютном рынке, то кризисная закупка долларов может прекратиться — слишком очевидно, что экономика США находится в очень плохом состоянии, и грандиозные программы по ее спасению могут в лучшем случае лишь приостановить ее падение. Рассуждения инвесторов и спекулянтов о том, что американские власти с их грандиозными финансовыми проблемами могут объявить чуть ли не дефолт, являются, конечно, преувеличением, однако на пользу доллару не идут. Так что дальнейшее существенное укрепление доллара представляется маловероятным — евро не будет стоить дешевле $1,2.
А вот прогнозируемости ситуации с российской инфляцией кризис не просто не мешает, а чуть ли не помогает. Потому что она и без кризиса безобразно высока, а в условиях любых заметных экономических проблем становится еще выше. Россия — не Западная Европа и не США, где напуганные кризисом граждане в конце 2008 года решительно отказались платить высокие цены на товары, сочтя, что нужно экономить деньги, и обеспечив резкое снижение инфляции. Российские граждане решили, что в условиях кризиса главная опасность — товарный дефицит, и пошли на поводу у продавцов, которые как раз сочли, что деньги сейчас нужны как никогда. Мы прогнозировали, что в 2008 году никакие антиинфляционные планы выполнены не будут и рост потребительских цен превысит 10%. Именно так и случилось: за 2008 год цены выросли на 13,3%.
На нынешний год Минэкономразвития планирует инфляцию в 10-12%. В общем, парадоксальным образом получается, что власти даже в условиях кризиса не отказались от своей привычки каждый год ждать снижения инфляции, хотя до сих пор каждый год происходило лишь ее ускорение. Однако на самом деле снижение инфляции выглядит маловероятным хотя бы потому, что в 2009 году явно прекратится ударное наращивание импорта, и ситуация с товарным обеспечением потребительского рынка окажется довольно напряженной. А те импортные товары, которые на этот рынок поступят, будут продаваться по повышенным ценам под тем простым предлогом, что курс рубля заметно упал. Производители и продавцы продолжат действовать под лозунгом «в эти тяжелые времена деньги особенно нужны». Гражданам останется только согласиться, и инфляция вновь превысит 13%.
Если на российские потребительские цены кризис повлиять не смог, то на мировые цены на нефть он повлиял существенно. Наш прогноз, согласно которому цены на нефть в 2008 году преодолеют планку в $100 за баррель, сбылся — к лету было и почти $150. Однако к концу года баррель стоил всего около $40: в условиях всеобщего прекращения кредитования и падения мировых фондовых рынков спекулянты сочли странным продолжать играть на нефтяных фьючерсах и срочно их распродали.
Конечно, напряженная мировая политическая ситуация (в частности, положение на Ближнем Востоке) не дает нефти совсем уж подешеветь — кризис кризисом, а какая-то промышленность свою деятельность продолжит, и автомобилями люди пользоваться не перестанут, поэтому не хватало, чтобы терпящий финансовые бедствия мир остался бы еще и без нефти. Но пока катастрофические перебои с нефтепоставками остаются лишь гипотетическими, широкомасштабная игра на повышение нефти выглядела бы странной. Поэтому, несмотря на все усилия нефтедобытчиков искусственными ограничениями поставок вызвать значительный рост мировых цен на нефть, она в 2009 году вряд ли будет стоить дороже $60 за баррель.
По просьбе «Власти» эксперты ответили на четыре вопроса: какими будут курс рубля, темпы инфляции, мировые цены на нефть и курс доллара к евро.
Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация»:
1. Существует три основных обстоятельства, обусловливающих курс рубля по отношению к доллару: приток и отток валюты и капитала, соотношение евро и доллара и политика ЦБ. Первые два фактора — величины почти постоянные, и курс первые полгода будет зависеть главным образом от того, будет ли и дальше ЦБ проводить плавную девальвацию рубля. Если будет, к июлю нас ожидает курс порядка 34-35 руб. за доллар. В дальнейшем курс будет зависеть от антикризисной политики США, которая обещает заработать в третьем квартале. Если антикризисные меры Обамы окажутся удачными, доллар укрепится до 38 руб. При неуспехе антикризисной программы к концу года не исключен возврат к показателям июля — 34-35 руб. за доллар.
2. Инфляцией управляют две группы противодействующих факторов. С одной стороны, ее росту будет способствовать накачка деньгами российской экономики, а также снижение курса рубля, которое вызовет рост цен на импорт и аналогичные российские товары. С другой стороны, этому противостоит резкое снижение потребительского спроса и снижение реальных доходов населения. Оптимистичный прогноз — однозначный процент инфляции, около 9-9,5%. Если же правительство откажется от умеренного повышения тарифов, инфляция будет такой же, как и в 2008 году,— 13,4%.
3. Решающим здесь станет то, насколько быстро и эффективно экономика США будет выходить из рецессии. Американцы неизбежно потянут, как локомотив, экономики Китая, Японии и многих европейских стран-потребителей. Конечно, цены на нефть также будут зависеть от поведения стран—членов ОПЕК. Ну и, конечно, нужно учитывать взаимодействие России с ОПЕК и потребителями. Если все будет складываться хорошо, к концу года нефть марки Urals будет стоить порядка $70 за баррель. Пессимистичный прогноз — $20.
4. Курс доллара по отношению к евро будет регулироваться, во-первых, тем, насколько затратным окажется план Обамы по спасению американской экономики, а также тем, насколько изменится соотношение притока-оттока капитала в США. Антикризисные меры правительства США могут стоить $700 млрд, а могут и превысить триллион. Но в мире никто не заинтересован ни в резком ослаблении доллара, ни в его укреплении. При грамотной политике ФРС курс составит $1,45-1,5 за евро. В самом плохом для американцев случае — $1,6.
Игорь Коган, председатель правления Оргрэсбанка:
1. При нынешних ценах на энергоносители или их дальнейшем снижении вероятно продолжение плавной девальвации рубля. К настоящему времени рубль подешевел к бивалютной корзине примерно на 18%, а к доллару — на 25%. Можно рассчитывать, что рублю предстоит еще некоторый путь вниз. Но его снижение будет меньше, чем в 2008 году. Таким образом, для пессимистичного сценария прогноз среднего курса рубля к корзине в 2009 году составит 38,5 руб. за единицу корзины. Если же в 2009 году цены на экспортируемые товары частично восстановятся (например, нефть вырастет до $70 за баррель), то девальвация рубля прекратится. В качестве оптимистичного прогноза на 2009 год следует брать текущий курс рубля (34,8 руб. за единицу корзины).
2. Казалось бы, из-за кризиса покупательная способность населения должна снизиться, что, в свою очередь, должно привести к существенному замедлению инфляции или даже дефляции. К сожалению, не все так просто. Рубль достаточно быстро девальвируется, что ведет к росту цен на импортные товары, доля которых в розничной потребительской корзине весьма велика. Инфляция в следующем году не будет ниже 10-11% в случае низких цен на нефть и может достигнуть 12-13% при отскоке нефтяных цен и снижении рецессионных ожиданий.
3. Следует учитывать тот факт, что текущие низкие цены на нефть привели к существенному снижению инвестиций в нефтяную промышленность, что в будущем должно привести к снижению добычи и предложения нефти на рынке. Можно ожидать некоторого роста нефтяных цен во второй половине следующего года, до уровня $50-60 за баррель. Пессимистичным прогнозом будет сохранение текущих цен на нефть (около $35 за баррель нефти WTI).
4. Экономически развитые страны наперебой понижают ставки, пытаясь ослабить стоимость денег, чтобы помочь экономическим субъектам и не допустить укрепления своей валюты. Кроме того, в моде стратегии quantitative easing (количественного ослабления монетарной политики) — по сути необеспеченной денежной эмиссии. Наверное, активнее всего в этом направлении действуют США. Поэтому доллар в 2009 году будет находиться под давлением продаж. Курс евро не опустится в 2009 году ниже своего исторического среднего уровня $1,2.
Яков Миркин, председатель совета директоров инвестиционной компании «Еврофинансы»:
1. При колебаниях цен на нефть в рамках $45-50 за баррель и слабом оживлении мировых цен на экспортное сырье кризис в России примет вялотекущий характер, валютный курс составит 33-42 руб. за доллар. В случае среднесрочного укрепления американской валюты коридор для рубля составит порядка 35-45 руб. за доллар. Экстремальные сценарии, работающие против рубля: обострение социально-политических рисков при углублении кризиса в России (в декабре ситуация ухудшилась); резкий рост инфляционных ожиданий; новые финансовые шоки, занесенные с Запада; спекулятивный обвал цен на нефть (реакция на мыльный пузырь товарных цен 2008 года). При экстремальных сценариях коридор расширится до 25-50 руб.
2. Официальная инфляция будет находиться в пределах 14-19%. Она определяется политическими и аппаратными интересами. Личная же инфляция будет колебаться в пределах 25-40%. В ней сократится немонетарная составляющая (государство ограничило рост тарифов госмонополий) и, наоборот, увеличится монетарная (падение курса рубля, всплеск инфляционных ожиданий на фоне того, что розничные цены в России не падают даже тогда, когда падать обязаны — при обвале оптовых цен и спроса населения). В экстремальных сценариях, работающих против рубля (см. выше), инфляция может достичь 40-60%.
3. При затратах на добычу и транспортировку нефти, тяготеющих к $10-15 за баррель у основных мировых производителей, цены на нефть выше $50-60 — это мыльный пузырь на рынках нефтяных фьючерсов или следствие войн и конфликтов. Поэтому основной ценовой коридор в 2009 году — $30-60 за баррель. Всплески цен могут быть вызваны обострениями в горячих точках мира, социально-политическими рисками, связанными с глобальным кризисом.
4. С вероятностью 99% диапазон составит $1,4-1,73 за евро. С вероятностью 85% — от $1,28 до $1,54. Сейчас, кажется, наступает многолетняя стадия усиления доллара. Она всегда связана со среднесрочным падением цен на нефть. К этому же выводу подталкивают ожидания нового экономического курса США в рамках 12-16-летних политических циклов «республиканцы-демократы».
Марлен Манасов, член совета директоров российского офиса UBS:
1. Курс рубля будет таким, каким захочет Центробанк. Если не будет сильного падения цены на нефть, а соотношение импорта-экспорта не будет критичным, то Центробанк может поддерживать курс рубля. Тогда, по моим реалистичным прогнозам, за доллар будут давать не более 34-35 руб. А если торговый баланс будет совсем плохим, то резервы Центробанка могут быть уже брошены на поддержание инфляции, а не рубля. Но я не поддерживаю точку зрения пессимистов, которые говорят о том, что в этом случае курс уже может быть 50 руб. за доллар. Я все же оптимист и считаю, что курс 34-35 руб. за доллар — это реалистичный курс в 2009 году. Кроме того, я уверен, что года через два курс опять вернется к прошлогоднему — 25 руб. за доллар.
2. 15-18-20%. Сейчас невозможно назвать даже пессимистичную и оптимистичную оценку инфляции в 2009 году. В любом случае инфляция будет больше, чем в прошлом году. Ее уровень будет зависеть от действий Центробанка: он будет или поддерживать рубль, или удерживать инфляцию. Конечно, сейчас в стране и в мире кризис, но роста тарифов он не снижает. Уровень безработицы пока невысок. Но если в сталелитейной отрасли или других тяжелых отраслях начнутся проблемы, то безработица будет расти. И это только негативно скажется на росте инфляции.
3. Справедливая мировая цена на нефть — $50-70 за баррель. Думаю, что в этом диапазоне цена и будет держаться в течение всего 2009 года. А года через два-три цена на нефть вообще может вернуться к отметке $150. Количество населения на земле растет, растет и так называемый золотой миллиард. Это люди из развитых стран, которые ни при каких условиях не откажутся от езды на автомобилях. А так как запасы нефти иссякают, то при увеличивающемся спросе цена на нее не может не расти. Сейчас нефть необходима как воздух, поэтому падение цены на нее кратковременно.
4. Доллар — валюта кошмарная. Раньше говорили «деревянный рубль», а на самом деле сейчас деревянная валюта — это доллар. Если новый президент США будет выводить страну из кризиса, то экономику США ждет оживление, и курс доллара по отношению к евро будет падать. Главный вопрос — как Китай поступит со своими огромными долларовыми резервами: будет ли он скидывать доллары и покупать евро. Вероятнее всего, соотношение доллар-евро в течение всего 2009 года будет на уровне $1,5-1,7 за евро.
Источник: Сергей Минаев, «Коммерсант»