Турция готова вступить в войну за Карабах. Армения пожаловалась РФ. Кремль ответил мягким отказом
Турция готова оказать военную поддержку Азербайджану в конфликте с Арменией. Как сообщает Anadolu, об этом заявил во вторник глава МИД Мевлют Чавушуолу.
«Турция готова поддержать Азербайджан как за столом переговоров, так и на поле боя», — сказал он.
В Анкаре рассматривают нападение на территорию Азербайджана, как на свою собственную, заявил замглавы правящей Партия справедливости и развития (ПСР) Мехди Экер.
Накануне Баку поддержал президент Турции Реджеп Эрдоган, заявивший, что «покончить с оккупацией Арменией азербайджанских земель».
«Время платить по счетам. Иначе Армения будет и дальше своевольничать. Она должна уйти с оккупированных земель. Все знают, что это земли Азербайджана», — сказал он, выступая в Стамбуле.
Бои между азербайджанскими и армянскими войсками за спорную территорию с участием танков, авиации и артиллерии продолжаются третий день, а их масштаб стал рекордным с войны 1992-94 гг, в которой погибли около 30 тысяч человек, а более миллиона стали беженцами.
Министерство обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики заявило, что с начала боевых действий погибли 84 армянских военнослужащих. Ряд позиций, утраченных в ходе ранних столкновений, были отбиты, заявил президент Нагорного Карабаха Араик Арутюнян.
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян провел телефонный разговор с секретарем СБ РФ Николаем Патрушевым и, как сообщает РИА Новости, заявил о возможности переноса вооруженного конфликта на территорию Армении.
Это будет означать включение Договора о коллективной безопасности и необходимость военной помощи со стороны России, у которой в Армении находится база в Гюмри.
Официальная позиция Кремля остается сдержанной и ограничивается призывами прекратить огонь. Китай, США и Европейский союз также призвали остановить боевые действия.
Во вторник пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопрос о том, готова ли Россия оказать военную поддержку Еревану после того, как Турция поддержала Азербайджан, ответил уклончиво.
«Любые заявления о какой-либо военной активности однозначно подливают масла в огонь. Мы категорически против такой активности. Мы призываем все страны прекратить <…> и вернуться к мирному урегулированию конфликта политико-дипломатическими способами», — сказал Песков.
Совет Безопасности ООН соберется во вторник на закрытое заседание для обсуждения кризиса по просьбе европейских государств, сообщает AFP со ссылкой на дипломатические источники.
А.Несмиян: Сидящий в бункере Путин проигрывает просто с разгромным счетом не самым сложным схемам своего друга Эрдогана
Турки совершенно не скрывают своего участия в нынешнем карабахском обострении (открыто о прямом участии не заявляется, но участие турецких военнослужащих и задействованные ими механизмы переброски сирийских боевиков из Идлиба и трех зон безопасности вдоль своей границы ясно говорят о вовлеченности Турции в конфликт). Формально пока операция Азербайджана проходит на его территории, которая принана международно в рамках административных границ Азербайджанской ССР, а потому конфликт характеризуется как внутренний. Фактически, конечно, это армяно-азербайджанский конфликт, но теперь балансы существенно сместились в пользу Азербайджана, так как участие Турции как раз и направлено на их смещение.
Армения вправе для себя ожидать либо от России, либо от ОДКБ (по сути, той же России) какой-то более внятной позиции, хотя сделать это на официальном уровне невозможно — территория самой Армении пока вне зоны боевых действий, а потому механизмы ОДКБ задействовать нельзя. Однако политику «ихтамнет» армяне, безусловно, ожидают, но именно участие российских военных даже в таком формате сегодня категорически невыгодно Кремлю.
Причина та же — Азербайджану нужен веский повод для того, чтобы объявить Россию ненейтральной, а потому выдвинуть Турцию в качестве противовеса. В том случае, если этот не очень хитрый маневр удастся, возникнет следствие — раз нейтральный субъект переговорного процесса (а Россия занимала именно эту позицию) исчезнет, то его место освобождается, и тогда Азербайджан вправе потребовать проведения нового формата переговоров, где позицию нейтрального посредника и гаранта займет кто-то другой: США и Евросоюз, к примеру.
В таком случае региональные балансы будут сломаны. Россия уже по факту будет вынуждена впустить в Кавказский регион и Турцию, и Европу, и США, став лишь одним из этой четверки. При этом союзников у России здесь нет — Иран занимает довольно сдержанную позицию с уклоном в сторону Азербайджана. А уж с врагами у Путин в регионе все просто прекрасно — и первый из них, конечно, Грузия.
По всей видимости, военные действия имеют существенно меньшее значение, чем тот политический результат, к которому они должны привести. Стоит учесть, что если Россия откажется задействовать механизмы ОДКБ или не рискнет вписаться в события в формате «ихтамнет», члены ОДКБ сделают вполне определенные выводы о действенности этого союза и необходимости участия в нём. Возникает патовая ситуация — вписаться в конфликт на стороне Армении для Кремля будет означать утрату статуса нейтрального спонсора урегулирования, не реагировать — создать кризис в ОДКБ.
Сидящий в бункере Путин проигрывает просто с разгромным счетом не самым сложным схемам своего друга Эрдогана. Что неудивительно — диктатура строится на личном участии диктатора в выработке решений. Он — арбитр и тот, кто принимает окончательное решение. Но в бункере все это работает значительно хуже, здесь важен именно доступ к телу. Но доступа нет, а есть хроническое запаздывание за событиями. Поэтому на арену и выпустили коверного — бывшего зиц-президента Медведева, который что-то там такое говорит про мир во всем мире. Фактически это тот же формат сидения в кустах, который наблюдался и во всех предыдущих кризисных ситуациях. Вряд ли Эрдоган не учел личную трусость нашего каудильо и его постоянную нерешительность в кризисной обстановке. Если да — то расчет оказывается крайне точным.
В политике важнейшую роль играет так называемое пространство решений. Чем больше вариантов возникает после тех или иных действий политиков — тем шире их возможности. И наоборот — последовательное закрытие альтернатив ведет к схлопыванию пространства решений, загоняет политика в тупик. Чем, конечно, активно пользуются противники.
Можно с полной уверенностью сказать, что вся международная политика Путина — это сокращение пространств его решений по всем направлениям. Он буквально сам загоняет себя в тупики, не являясь политиком вообще. Он — просто чиновник. И был им всегда. Причем чиновник весьма посредственный и очень низкого ранга, случайно попавший на уровень не по его возможностям. Пропаганда может надрываться в экстазе, но именно такие кризисные ситуации показывают, сколь ничтожно российское руководство, когда его гоняют в хвост и гриву игроки третьего эшелона мировой политики.