Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Общий индекс деловой активности в России упал ниже критического уровня. Россия скатилась в промышленную рецессию

Проверка делового партнераДеловая активность в России (совокупный индекс PMI) в июне упал ниже критических 50 впервые с января 2016 года. Экономисты сомневаются, можно ли считать точным этот показатель резкого замедления российской экономики, но и роста ВВП заметно выше 1% по итогам года уже не ждут, пишут «Ведомости».

В июне совокупный индекс PMI опустился до 49,2 пункта с 51,5 в мае. Июньский индекс PMI сферы услуг тоже упал до 49,7 пункта с 52, промышленный был ниже 50 уже в мае (49,8). Составляющая индекс IHS Markit объясняет падение общим сокращением новых заказов, рабочих мест и плохими ожиданиями бизнеса в сфере услуг.

Другие индикаторы тоже дают картину ухудшения состояния российской экономики в первом полугодии. В первом квартале экономика выросла всего на 0,5%, в апреле ВВП вырос на 1,6%, но уже в мае темпы роста упали до 0,2% годовых (данные Минэкономразвития).

По Росстату выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности в мае упал на 0,3%, что отмечено впервые с февраля 2017 года. Опережающий индикатор погрузки на сети РЖД в июне упал на 5,4%, что может быть предвестником рецессии.

Без рецессии и подъема

PMI зависит от валютных курсов и не всегда точен как опережающий индикатор, признают экономисты, сравнительно неплохо выглядят и данные по рентабельности строительного сектора и розничной торговли. Министр экономразвития Максим Орешкин тоже говорил, что комплекс показателей не указывает на рецессию, а в июне рост ВВП будет выше, чем в мае.

Но большого оживления эксперты тоже не ждут, пишет The Bell. За второе полугодие ВВП вырастет на 1,3–1,4%, а за весь 2019 год — всего на 1,1%, прогнозирует главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Прогноз Альфа-банка еще ниже: рост на 0,8%.

Основные факторы риска — замедление ненефтяного экспорта и новая попытка сдержать рост потребительского кредитования, указывает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. О споре Минэкономразвития и ЦБ о кредитовании как основе роста экономики мы писали здесь.

Единственный помимо потребкредитования реальный источник роста экономики — нацпроекты, но деньги на них традиционно выделяются ближе к концу года. В первом квартале расходы на нацпроекты были профинансированы на 12,8% от плана, потрачено чуть более 220 млрд рублей, указывала Счетная палата.

Россия скатилась в промышленную рецессию

Июнь не принес улучшений промышленному сектору российской экономики, рост которой в первом квартале составил мизерные 0,5%, а к маю замедлился практически до нуля (0,2% по оценке МЭР и 0% по расчетам ВЭБа).

В то время как добыча нефти и газа по-прежнему остается в плюсе, несмотря на сделку ОПЕК+ и простой трубопровода «Дружба», обрабатывающая промышленность скатилась в полноценную рецессию.

Индекс деловой активности на предприятиях сегмента обработки, который ежемесячно рассчитывает IHS Markit, в июне второй месяц подряд остался ниже 50 пунктов — условного «водораздела», отделяющего расширение производства от сжатия.

По сравнению с маем ситуация даже ухудшилась — индекс потерял еще 0,2 пункта и опустился до отметки 49,6 пункта, минимальной за 11 месяцев.

Объемы производства упали с рекордной скоростью с апреля 2016 года, отмечает Markit в релизе: экспортные заказы сократились второй месяц подряд, а общий спрос на продукцию российской промышленности уменьшился впервые с августа.

В ходе опроса производители сообщили о снижении покупательной способности клиентов как на внутреннем, так и на внешнем рынке, пишет Финанз.ру

После провального мая, когда рост ВВП практически обнулился, а несырьевая промышленность упала на 1%, июнь «оказался ещё более слабым месяцем для российской экономики», констатирует директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.

Еще одно наглядное свидетельство этого — данные по железнодорожным перевозкам промышленных грузов, указывает он. В июне погрузка на сети РЖД рухнула на 5,4%, чего официальная статистика не фиксировала с 2013 года.

Погрузка строительных грузов сократилась на 4,6%, чёрных металлов — на 3,3%, промышленного сырья — на 3,1%, нефти и нефтепродуктов — на 2,4%, зерна — на 36,4%. В плюсе цемент: +5,9%, железные руды: +3,8%.

В реальности падение было еще больше — на 8,25% в годовом выражении, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с деятельностью РЖД.

Сказалось обвальное падение поставок угля в Европу, а также введение пошлин на российский металл в Евросоюзе и США. Объемы отправки зерна также оказались меньше ожидаемых из-за «исчерпания экспортных запасов внутри страны и высокой стоимости тонны российской экспортной пшеницы», сказал источник.

Перевозка нефтяных грузов обвалилась на 8,6% из-за остановки некоторых нефтеперерабатывающих предприятий и внеплановых ремонтных работах на восьми крупнейших заводах второй месяц подряд, добавил он.

Провальное начало года делает все менее реальным официальный прогноз роста от Минэкономразвития (1,3%). По итогам года экономика прибавит лишь 0,7%, прогнозирует главный аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Девятов.

«Основным негативным фактором, сдерживающим рост экономики, остаются последствия повышения налоговой нагрузки в начале года, которые будут ощущаться по крайней мере еще несколько месяцев», — отмечает Девятов.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *