Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Катар выходит из ОПЕК. Страна резко увеличит добычу газа и экспорт СПГ

ОПЕККатар выйдет из состава ОПЕК с 1 января 2019 г. Об этом объявил министр энергетики страны Саад аль-Кааби, передало агентство Reuters.

По словам министра, решение принято после анализа Катаром возможностей укрепления своих позиций на мировой арене. Выход из ОПЕК представляет собой «технический и стратегический шаг» и не несет политических мотиваций, передало Reuters слова министра на пресс-конференции в Дохе. Позднее выход Катара из нефтяного картеля подтвердила нефтяная госкомпания страны Qatar Petroleum.

Катар, и так крупнейший в мире экспортер сжиженного природного газа, планирует нарастить производство СПГ с 77 млн т в год до 110 млн т, объявил аль-Кааби. «Решение о выходе отражает намерение Катара сосредоточиться на росте и развитии производства природного газа», – сказал он. По мнению министра, выход его страны почти не скажется на картеле: Катар намерен соблюдать договоренности по добыче. Он прогнозирует цену нефти в диапазоне $70–80 за баррель.

Катар был членом картеля нефтедобывающих стран 57 лет. В октябре страна добывала порядка 610 000 баррелей нефти в сутки – это лишь 11-е место в ОПЕК.

Решение Катара о выходе из ОПЕК принято в преддверии ключевой встречи стран ОПЕК+ 6 декабря и после договоренности России и Саудовской Аравии о новом сокращении добычи нефти, отмечает Bloomberg.

После выхода новости котировки нефти слабо пошли вниз, однако Brent осталась выше $62 после роста за счет договоренностей России и Саудовской Аравии.

В настоящее время мощности Катара по сжижению газа составляют 77 млн т в год, но ранее уже было объявлено об их расширении до 108 млн т (4 новые линии по 7,8 млн т), т. е. планы по расширению производства не являются новостью. Однако последние заявления Катара говорят в пользу того, что эти планы будут с большой вероятностью реализованы, говорит аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Александр Собко.

По мнению аналитика, новые заводы в Катаре увеличат конкуренцию на глобальном рынке рынке СПГ. «С другой стороны, возможный выход Катара из ОПЕК и специализация на СПГ вновь поднимает вопрос о работе ак называемой «газовой ОПЕК» – ФСЭГ (Форум стран – экспортеров газа). Сейчас эта организация, куда входят и Катар, и Россия, выполняет определенную роль коммуникатора между участниками рынка, но по большому счету никак не координирует экспорт. Возможно, с выходом из ОПЕК Катар будет заинтересован в большей координации стран-экспортеров теперь уже в области экспорта газа и СПГ в рамках ФСЭГ», – говорит Собко.

На саммите G20 в минувшие выходные президент России Владимир Путин и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман договорились продлить соглашение о сокращении нефтедобычи. Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фатих в середине ноября говорил о необходимости снизить добычу на 1 млн барр./сутки по отношению к октябрю для поддержания баланса спроса и предложения. 1 декабря Bloomberg со ссылкой на источники в ОПЕК сообщил, что секретариат картеля рекомендовал странам – членам организации сократить суточную добычу на 1,3 млн барр.

Источник — Ведомости

Катар. Выход из ОПЕК

Анатолий Несмиян, el-murid.livejournal.com

Катар объявил о выходе в 2019 году из ОПЕК, уточнив, что решение не связано с разногласиями со странами-участницами, однако вызвано необходимостью сосредоточиться на добыче газа и увеличении его производства в полтора раза.

Катар, безусловно, нельзя отнести к ведущим производителям нефти — ежедневная добыча составляет примерно 600 тысяч баррелей. Немало, но в масштабах лидеров рынка — мелочь. Уже поэтому членство в ОПЕК для него не слишком принципиально, так как колебания квоты Катара при любых договоренностях между производителями слишком малы и составляют буквально несколько десятков тысяч баррелей в сутки. С другой стороны, членство в ОПЕК не слишком обременительно, тем более, что коренные катарцы и без того не перегружены обязанностями, значительная часть подданных эмира ат-Тани, занимая различные офисные места, по сути, просто получают зарплату — любая иностранная компания, работающая в Катаре, по закону обязана иметь некоторое количество туземцев на очень приличных зарплатах, а раз так — то туземцы не слишком обременяют себя заботой о процветании своей компании. В этом смысле чиновники ОПЕК от Катара тоже в основном просиживают свои брюки и только.

Тем не менее, для Катара с его нынешним жестким конфликтом с остальными аравийскими монархиями членство в ОПЕК становится обременительным, так как требует подчинения решениям, которые вырабатываются политическими противниками ат-Тани. В этом плане катарский министр энергетики, объявив об отсутствии разногласий, не слишком покривил душой — с ОПЕК разногласий, действительно, нет, но они есть у Катара в целом. И не с ОПЕК, а с ведущей страной организации — Саудовской Аравией.

При этом в вопросах газовой политики Катар, напротив, может вообще не учитывать мнение партнеров: здесь он вполне самодостаточен, если не считать того, что газовая программа Катара имеет свои нюансы: запущенная при предыдущем эмире, она опиралась во многом на «длинные кредиты», ориентировалась на поставки СПГ на американский рынок, и после сланцевой революции, оказавшейся для Катара крайне неприятным сюрпризом, ему пришлось срочно впрягаться в газовую войну за европейский рынок. Отсюда и бешеная активность Катара в начале Арабской весны, когда он сумел победить в Ливии, Египте и начал выстраивать позиции в Сирии. Однако опомнившиеся саудиты последовательно разгромили катарских ставленников вначале в Египте, затем в Ливии, а в Сирии же позиции братьев-мусульман были и так слишком слабы.

Второе подряд поражение Катара привело к кадровым решениям — под давлением ведущих кланов страны в отставку ушел эмир ат-Тани, на его место был поставлен безропотный и полностью подконтрольный своей хищной маме и влиятельному клану Аттыйя молодой Тамим ат-Тани.

Теперь Катар готовится к третьей схватке. В 17 году было объявлено о том, что крупнейшее месторождение газа Северное будет «распечатано», производство СПГ будет увеличено примерно на 50%. Катару нужно «отбивать» потери и начинать новую борьбу на мировом рынке СПГ, куда устремились новые игроки. Пока страна занимает лидирующие позиции на этом рынке, но разрыв с конкурентами резко сокращается. И в этом смысле слова министра о необходимости сосредоточения на газовой программе выглядят и обоснованными, и разумными. Третьего поражения Катару, скорее всего, уже не пережить. Поэтому ему нужно решать задачу аккуратно и с максимальным эффектом.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *