Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Печальная неизбежность: поможет ли корректировка пенсионной реформы

Пенсионная реформа в РоссииСвоими поправками ко второму чтению закона о пенсионной реформе президент постарался сгладить последствия и вернуть доверие граждан к действиям правительства по изменению пенсионного возраста.

В конце минувшей недели поправки главы государства в пенсионную реформу официально внесены в Госдуму. Президент поддержал предложения исполнительной власти: теперь очевидно, что позиции президента и правительства совпадают почти полностью.

По сути, только в выступлении президента было серьезно на всю страну анонсировано (и подкреплено поступившими в Госдуму поправками), что у пенсионной системы имеются очень большие проблемы. А именно: отсутствие долгосрочной сбалансированности по доходам и расходам.

Однако повышение пенсионного возраста — это не реформа всей системы. Это лишь попытка государства получить фору во времени, чтобы продумать новую конструкцию и новые правила. Фору до того момента, когда денег на выплаты пенсий опять перестанет хватать.

Правительству не хватило аргументов для того, чтобы объяснить россиянам, почему необходимо повышать возраст выхода на пенсию. Это и понятно: в стране наблюдается колоссальная проблема потери доверия к пенсиям как к институту. Мы и наши родители точно знали, что пенсия будет, хотя сейчас уже нет уверенности, что ее размер будет справедливым. А у молодого поколения уже изменилось отношение к пенсионному обеспечению как таковому: один считает, что не доживет, второй — что пенсии вообще скоро отменят, третий — что государство неспособно обеспечить поддержку в старости. Поэтому авторитет президента для поддержки этой темы был просто необходим.

Чем «подсластили» пилюлю и где еще можно было бы найти средства на повышение пенсий?

Первоначальный график повышения пенсионного возраста был достаточно жестким. Предлагалось повышать пенсионный возраст каждый год на один год. Поэтому некоторым смягчением выглядит возможность первые два года выйти на пенсию на полгода раньше установленного новым законом срока. Однако если обратиться к международному опыту, то мы увидим еще более мягкий вариант: ежегодное повышение возраста обычно составляет от трех до шести месяцев. Повышение пенсионного возраста анонсируется заранее и растягивается на длительные периоды времени.

Интересным решением, предложенным президентом, выглядит увеличение пособий по безработице для людей предпенсионного возраста. Если средняя пенсия сейчас — 14 тыс. рублей, то пособие ожидается на уровне около 11 тыс. рублей. Эта мера позволит сохранить доходы людей старшего возраста, оставшихся без работы, но приведет и к росту расходов бюджета на пособия. Много вопросов к тому, как рынок труда справится с новой категорией — работниками предпенсионного возраста. Возможна ли их дискриминация со стороны работодателя, как будет работать механизм административно-уголовной ответственности работодателя, не возникнет ли межпоколенческого конфликта с молодыми специалистами, которые не смогут найти себе работу, — эти вопросы явно стоят на повестке дня.

Что касается альтернативных способов найти средства для повышения пенсий, то еще раньше, во время знаменитой речи Путина, среди них был упомянут прогрессивный подоходный налог. В России есть прогрессивная ставка страховых взносов в ПФР, которые сейчас берутся в виде отчислений 10% с высокой заработной платы. Это можно рассматривать как прогрессивный подоходный налог — страховые взносы перечисляются в ПФР, а пенсионные права не возникают. Президент поставил вопрос о стабильности пенсионной системы для молодых граждан в целом, однако вопросы о «справедливости» и эквивалентности взносов и выплат для высокооплачиваемых работников не получили ответа.

Не была затронута в поправках и тема пенсионных взносов для индивидуальных предпринимателей. Они уплачивают меньше взносов, чем получают в виде пенсий. Также не был поднят вопрос «серой зоны» и неуплаты страховых отчислений людьми, работающими в ней. А это еще один резерв для повышения доходов пенсионной системы, который может быть использован. Сейчас в крупном бизнесе работает около 20—25 млн человек, остальные — это средний и малый бизнес, который как раз и находится в «серой зоне».

Я поддерживаю предложения депутатов ввести право получать накопительные пенсии на тех условиях, на которых люди заключали договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры негосударственного пенсионного обеспечения. Несмотря на то что это и так предусмотрено действующим законодательством, в рамках информационной компании данная инициатива обладает определенным пропагандистским эффектом и позволяет сгладить негативные социальные последствия повышения пенсионного возраста. При этом нет ясности с судьбой накопительных пенсий в целом. Правительство в очередной раз отложило тему ИПК из-за резонанса, связанного с активными протестами против «пенсионной реформы».

После внесения поправок стало понятно: других решений по пенсионному возрасту просто нет, теперь это неизбежность. Однако это не единственная неизбежность, которая ждет Россию. Резервов, полученных от повышения пенсионного возраста, надолго не хватит, и государству снова придется вернуться к вопросу глобального реформирования пенсионной отрасли.

​Евгений Якушев, исполнительный директор НПФ «Сафмар», Банки.ру

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *