Вклады населения бросят на поддержку олигархов
Банк России готовит дополнительное меры поддержки бизнесменов, попавших под санкции США, сообщил ТАСС зампред ЦБ Василий Поздышев в кулуарах Петербургского международного экономического форума. Для этого центробанк рассматривает возможность смягчения норматива, ограничивающего возможности банков кредитовать одного отдельного заемщика за счет средств, которые бизнес и население держат на их счетах.
Речь идет о нормативе H6, рассказал Поздышев: он запрещает банкам выдавать одному заемщику или группе связанных заемщиков сумму, превышающую 25% его капитала.
ЦБ рассматривает возможность послаблений по этому нормативу для банков, кредитующих подсанкционные компании, до 1 января 2019 года, сказал зампред.
По данным «Коммерсанта», о смягчении норматива Н6 власти просил миллиардер Виктор Вексельберг, включенный в «черный список» вместе со всеми своими активами в апреле.
Просьба Вексельберга касалась Меткомбанка, который среди бенефициаров которого — партнеры миллиардера и топ-менеджеры его структур.
На счетах Меткомбанка, занимающего 80-е место по активам в России, — 14,2 млрд рублей вкладов физлиц и еще 21,5 млрд рублей в виде корпоративных депозитов.
В случае с Олегом Дерипаской речь может идти о банке «Союз», в котором алюминиевый магнат контролирует 10% через «Ингосстрах» (на 99% принадлжеит Дерипаске).
На счетах «Союза» (74-е место по активам) — 28,1 млрд рублей вкладов физлиц и 39,8 млрд рублей средств корпораций.
Помимо послаблений по кредитованию ЦБ рассматривает возможность снизить требования к резервам, заявил Поздышев. Кроме того, банка уже разрешено не ухудшать финансовое положение заемщика, качество обслуживания его долга, а также переводить ссуду в другую категорию качества, если положение компании или ее залога ухудшилось вследствие введения санкций.
«Это делается для того, чтобы пояснить банкам, что сам факт включения заемщика в санкционный список немедленно не приводит к ухудшению его кредитного качества. К сожалению, санкционная тематика очень часто берется как западными, так иногда и российскими банками как немедленная к исполнению», — пояснил зампред центробанка.