Павел Рябов о выводе капитала из России
Существуют различные виды утечки капитала. Чисто формально: поездка в Турцию, отправление денег родственникам в другие страны или покупка импортной продукции – все это тоже утечки. В России выражение «утечки капитала» приобрело за последние 25 лет строго негативный характер, что кстати, вполне справедливо. Но вообще, по балансовым счетам любая страна, имеющая положительное сальдо текущего счета априори имеет вывод капитала по финансовому счету.
Например, из маленькой Швейцарии за последние 25 лет было выведено свыше 700 млрд долларов чистыми по направлению прямых и портфельных инвестиций, а из Германии более 1 трлн. Китай тоже имеет огромный вывод капитала, но главным образом по линии резервных активов.
Обычно классифицируют два генеральных направления денежных потоков – операционные и предполагающие накопление финансовых активов или пассивов. Операционные включаются в счет текущих операций. Это любые операции с товарами, услугами, различные международные и частные трансферты, как например, пересылка денег гастарбайтеров домой, трансграничные операции по выплате инвестиционного дохода через проценты и дивиденды и так далее.
Финансовые потоки, предполагающие накопление финансовых активов или пассивов — включаются в финансовый счет, куда входят прямые, портфельные инвестиции, прочие (в виде операций на денежном рынке как правило) и резервные активы.
Любая страна в мире имеет, как приток, так и отток денежных потоков. Это абсолютно нормально. Необходимо только классифицировать на здоровый отток, предполагающий экономическую отдачу и бандитский отток, подразумевающий бегство капитала с целью скрытия. Напрямую это очень сложно вычленить, т.к. проблематично идентифицировать корреспондирующие проводки, непосредственное назначение и субъект, инициирующий данные операции. Обычно это высчитывается со значительными задержками по мере сведения финансовых балансов.
Тем не менее существует косвенный признак – это дивергенция между чистой международной позицией и сальдо инвестиционного дохода. В чем логика? Когда вы выводите деньги за границу, то ожидаете доход. Например, вы вывели 40% в постройку заводов в Китае, 30% разместили в облигации в Еврозоне и 30% купили американские акции. Завод в Китае может генерировать нераспределенную прибыль, которую можно репатриировать в Россию, облигации в Еврозоне обеспечивают процентный доход, а акции в США дивиденды.
Если чистая международная позиция является профицитной, положительной, т.е. когда вы инвестировали за границу больше, чем пришло со стороны нерезидентов в Россию, то сальдо инвестиционного дохода, как правило, также положительное. Но не всегда.
Во-первых, на Западе и в России разные процентные ставки. Можно инвестировать 100 млн под 1% на Западе, а иностранцы могут инвестировать 15 млн под 10% в России. Чистая международная позиция будет положительной, однако инвестиционный доход отрицательный (1 млн от вложений на Западе против 1.5 млн от вложений в России).
Во-вторых, инвестиционный доход может быть реинвестирован, а не возвращен домой.
В-третьих, могут накладываться значительные транзакционные и валютные издержки. Понятно, если иностранцы инвестировали в Россию по 30 руб за доллар, выкупая рублевые активы, то реализуя их сейчас они потеряют больше половины.
Что касается России.
С 1995 года накопленный чистый отток по финансовому счету составил 914 млрд долл, при этом свыше трети от этой суммы было выведено после 1 квартала 2009. Из 914 млрд на ЗВР пришлось 348 млрд и остальное (575 млрд) — частный вывод.
Из этих 575 млрд на прочие инвестиции приходится 387 млрд, на портфельные 98.5 млрд и на прямые лишь 59 млрд. Как можно видеть основной чистый отток происходил преимущественно в категории «прочие инвестиции», причем большая часть из этой суммы (около 80%) классифицируется ЦБ РФ, как сомнительные операции с бандитским уклоном.
Любопытно, что с 2000 до кризиса 2008 финансовый счет без ЗВР был стабилен и даже регистрировался чистый приток с конца 2006 по середину 2008. К кризису 2008 подошли в состоянии, что совокупные иностранные инвестиции в Россию были настолько масштабными, что уравновешивали весьма неслабый отток частных инвестиций резидентов из России – околонулевой баланс. Потом резкий отток в кризис 2008-2009 почти на 200 млрд долларов, стабилизация с 2010 по середину 2011 и снова усиление оттока. За 5 лет вывели еще около 450 млрд чистыми.
Т.е с 2000 по 2008 основной отток был по линии накопления ЗВР, с 2008 ЗВР не то, что расти перестали, а даже сократились на 200 млрд, а основной отток регистрируется через частные инвестиции резидентов, главным инициатором является как бы корпоративный сектор.
Несмотря на санкции Запада и геополитическую возню, российские резиденты не стали сокращать ни прямые активы, ни портфельные активы, хотя, как видно на графике даже увеличивают активы.
Зато происходит сжатие в прочих инвестициях на 50 млрд, куда включаются наличка, денежный, кредитный рынок, всякие торговые кредиты и авансы, кредиторка, дебиторка и так далее.
До нуля схлопнулись портфельные обязательства России, например, как спекулятивные вложения иностранцев в фондовый и долговой рынок России. Прямые инвестиции в Россию с 2014 полностью прекратили рост, а прочие обязательства перед нерезидентами сократились почти на 80 млрд.
С 1995 года чистый торговый баланс по товарам составил свыше 2.1 трлн долларов, по услугам дефицит на 400 с лишним миллиардов, по вторичным доходам (различные безвозмездные трансферты, дарения, переводы денег) дефицит в 67 млрд.
Дефицит по этой категории наблюдается во всех странах, привлекательных для мигрантов. Т.е. мигранты переводят деньги домой и это отражается во вторичных доходах. В первичные доходы включаются инвестиционные доходы, оплата наемных работников и рента. В России дефицит на 600 млрд долларов за 20 лет и это при условии, что международная позиция положительная. Вообще Россия имеет один из самых значительных дефицитов первичного счета в мире, будучи мировым кредитором! Это абсолютно беспрецедентная практика, не имеющая мировых аналогов! Что косвенно намекает, что большая часть ушедших из России денег имеет бандитский уклон и никогда не возвращалась в виде инвестиционного дохода.
Ну а теперь собственно традиционный квартальный вид представления платежного баланса по компонентам счета текущих операций.
Импорт и экспорт грохнулись до минимума 2009, а баланс товаров балансирует возле 10 летних минимумов, но что любопытно — сильно упали первичные доходы к выплате, которые связаны, как с обесценением рубля, так и с тем, что большая часть доходов уходило на аффилированные российские структуры, зарегистрированные на Кипре и прочих оффшорах. По мере того, как кормовая база начала усыхать после обвала цен на нефть, то пропала возможность агрессивно выводить ворованный капитал на Запад, как напрямую, так и скрыто через инвестиционные проводки.
Нельзя говорить о том, что черные дыры утечек капитала закрылись и поменялась ментальность субъектов. Просто денег стало меньше, возможности для вывода меньше на фоне сильно упавшего профицита торгового баланса и необходимости обслуживать долги в условиях блокады.
По приблизительным оценкам, величина совокупного бандитского вывода капитала из России за 20 лет составили не менее 400 млрд долл, еще примерно столько же растаскано по аффилированным структурам для кросс инвестирования обратно в Россию под видом иностранных инвестиций, но по сути являющимся российскими. Разумеется с целью ухода от налогов.
Источник — spydell.livejournal.com