ЦБ планирует структурные реформы и оздоровление банковского сектора
Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила о готовности финансовой и банковской систем России к новым рискам, призывая к сдержанной денежно-кредитной политике и структурным реформам. Регулятор не намерен запускать «печатный» станок и готовит ряд мер для оздоровления банков, передает Вести-Экономика.
«Этот год еще не закончился, но один «черный лебедь» уже вылетел – это Брекзит, который также оказался для рынка во многом неожиданным», — отметила Набиуллина, выступая на 25-м Международном финансовом конгрессе.
Глава ЦБ РФ считает, что регулятор обладает инструментами для стабилизации ситуации, если Брекзит продолжит влиять на рынки.
«Риски нужно пытаться предвидеть, но не всегда это возможно. Поэтому важно обеспечивать устойчивость системы перед лицом разного рода рисков, даже и непредвиденных, и иметь под рукой набор инструментов для стабилизации ситуации на финансовых рынках и в экономике».
«Если говорить конкретно про Брекзит, то, по нашим оценкам, его прямое влияние на российскую финансовую систему и экономику будет достаточно ограничено. Долгосрочные последствия будут зависеть от конкретных договоренностей между Великобританией и ЕС и их влияния на мировую экономику и финансовые рынки».
ЦБ не будет печать деньги и занижать курс рубля
Глава Банка России отмечает, что Брекзит свидетельствует о росте спроса в мире на легкие решения, «в России мы тоже видим рост востребованности «легких» экономических решений, например обещаний, что, напечатав 1-2-3 трлн руб. и выдав их в виде дешевых кредитов, мы получим устойчивое ускорение темпов роста в экономике без значительных инфляционных последствий». «Под это даже подводится псевдонаучная база», — сказала она.
«Еще один пример такого «легкого» решения – предложения искусственно занизить валютный курс. Должна сказать, что последствия «легких» решений будут ровно противоположными данным обещаниям – Россия через это уже проходила в 1990-е годы, испытывая затяжной спад в экономике, сопровождаемый высокой инфляцией. Поэтому к таким рецептам надо относиться с большой опаской», — предупредила Набиуллина.
Среди рисков – сланцевая революция и замедление Китая
Среди глобальных вызовов, влияющих на Россию, глава ЦБ отмечает в первую очередь долгосрочное снижение уровня цен на углеводороды и замедление экономики Китая.
В части негативного влияния на цены сырьевых ресурсов эти вызовы взаимно усиливают друг друга.
В результате сланцевой революции ОПЕК в значительной мере потеряла возможность влиять на нефтяные цены. Уровень нефтяных цен стал определяться порогом рентабельности большинства сланцевых проектов.
Более того, в долгосрочной перспективе технологии энергосбережения и активное использование альтернативных источников энергии также будут оказывать влияние на цену на нефть.
«От этой перспективы нельзя отмахиваться, как это было в определенной степени со сланцевой революцией , — предупредила Набиуллина. — Быстрого возврата к высоким нефтяным ценам не предвидится, и российская экономика должна научиться жить в условиях пониженных нефтяных и газовых цен. Нам в целом стоит отказаться от привычки связывать оптимистичные целевые прогнозы с растущей ценой на нефть, а не с собственными действиями по структурной перестройке экономики».
Второй внешний вызов для России – изменение модели роста и замедление экономики Китая, что сказывается и на российской экономике за счет понижающего давления на цены сырьевых товаров.
«По нашим оценкам, 1 п. п. замедления ВВП Китая может приводить к потере примерно 0,5 п. п. в годовых темпах экономического роста России в среднесрочной перспективе. Важное дополнение – это – при сохранении текущей структуры наших отношений, нынешней структуре товарооборота», — заявила Набиуллина.
«Благодаря выходу экономики Китая на второе место в мире его роль и для мировой экономики, и для финансовых рынков существенно возросла, — указала Набиуллина. — Вызов для России заключается в том, чтобы переориентироваться на быстрорастущие сектора экономики Китая, связанные с потреблением и постиндустриальной экономикой (так называемый третичный сектор)».
Низкая инфляция — низкие ставки
«Мы последовательно двигаемся к своей цели – инфляция 4% в год в конце 2107 года и в дальнейшем.
Низкая инфляция, во-первых, снижает макроэкономическую неопределенность и риски для бизнеса, во-вторых, стабилизирует доходы населения, в особенности наименее обеспеченных семей, в-третьих, способствует развитию долгосрочного кредитования и появлению длинных денег в экономике, — отмечает Набиуллина. — По сути, низкая инфляция является условием инвестиционного типа экономического роста.
С учетом всех внешних и внутренних вызовов для достижения цели по инфляции требуется проведение очень осторожной, умеренно жесткой денежно-кредитной политики.
Более быстрому снижению инфляции поспособствовала бы более ответственная бюджетная политика — при меньшем дефиците бюджета мы сможем быстрее снижать ставки — и политика развития конкуренции».
ЦБ назвал структурные реформы
Центральный банк вынужден поднимать тему структурных реформ. Почему?
«Первая причина – пространства для бюджетного или монетарного стимулирования роста, как у некоторых стран, у нас нет в силу все еще высокой (относительно таргета) инфляции и бюджетного дефицита.
Вторая причина – даже если бы мы могли применить эти меры, они не привели бы к устойчивому росту, потому что у нас сейчас низкими являются именно потенциальные темпы роста: по нашей оценке, 1,5–2%, что связано именно со структурными ограничениями, — заявила Набиуллина. —
Третье – многие структурные реформы прямо влияют на то, как именно мы будем достигать своей цели по инфляции. Например, при более развитой конкуренции или при более жестком регулировании тарифов естественных монополий есть возможность для большего снижения ставок без создания инфляционного давления.
Самая важная структурная реформа – улучшение делового климата, в первую очередь меры по стимулированию конкуренции, по дерегулированию экономики, снижению доли государственных и окологосударственных компаний, защите прав собственности и миноритарных акционеров».
«С качеством делового климата связана проблема недостаточной развитости у нас в стране долевого финансирования, рынка капитала, — отмечает глава ЦБ. — Напомню, по уровню долговой нагрузки на экономику Россия находится в верхней половине списка стран, а по уровню капитализации сильно отстает от стран со схожим уровнем развития».
Налоговая стабильность. Если есть проблемы с корпоративным управлением, защитой интересов миноритарных собственников, то акции таких компаний, конечно, мало кто будет покупать.
«Тот факт, что у наших компаний есть прибыль, но они не спешат вкладывать ее в развитие собственного бизнеса, связан с неопределенностью макроэкономических условий, в том числе налоговых», — считает Набиуллина. Важной структурной реформой, которая влияет на денежно-кредитную политику, является бюджетная консолидация.
Для обеспечения устойчиво низкой инфляции и стабильного реального курса рубля в условиях нестабильных цен на нефть и сырьевых циклов нам необходимо бюджетное правило.
Глава ЦБ отметила, что «здесь мы абсолютно солидарны с позицией министерства финансов», призвав вернуть бюджетное правило (накопление либо трата бюджетных резервов при ценах на нефть, превышающих или не достающих до определенного порогового уровня, скажем, $50 за баррель), которое «позволило бы в большей степени снизить зависимость экономики от колебания нефтяных цен».
ЦБ готовит проверки банков и новую форму санации
«Банковский сектор во всем мире переживает серьезную трансформацию после последнего глобального кризиса, — напомнила Набиуллина. — Ужесточилось регулирование, выросла нагрузка на капитал, что сделало банки непривлекательными для инвестирования во многих странах. Банковская система, несмотря на мягкую денежно-кредитную политику ведущих экономик, не торопится наращивать кредитование».
В России банковский сектор страдает из-за непрозрачности операций владельцев, когда банк кредитует их сомнительные проекты или участвует в выводе средств. ЦБ усилит контроль за банками.
«Особую роль в ближайшее время начнут играть стресс-тесты, проводимые как самими кредитными организациями, так и Банком России. Стресс-тесты перестанут быть чисто мониторинговым упражнением. От их результатов будет зависеть объем требований к банкам», — заявила глава ЦБ.
Меры воздействия к банкам в превентивном порядке (то есть при отсутствии фактических нарушений пруденциальных норм, но при наличии повышенных рисков будущих нарушений) сначала будут применяться в отношении крупнейших банков, чьи активы превышают 500 млрд руб.
Первые проверки крупнейших банков начнутся в будущем году в рамках реализации второго компонента «Базеля II».
Банк России будет оценивать качество разработанных банками внутренних процедур оценки достаточности капитала и результаты их применения в 2016 г.
Если в ходе такой оценки Банк России выявит, что объем имеющегося капитала недостаточен для покрытия принятых рисков с учетом результатов стресс-тестирования либо что низкий уровень процедур риск-менеджмента не позволяет банку корректно оценивать принятые риски и в перспективе он может столкнуться с нехваткой капитала, то для таких банков будут устанавливаться индивидуальные повышенные требования к достаточности капитала.
«Пока к стресс-тестам, проводимым банками, применяются базовые требования, но мы ведем работу по уточнению параметров стрессовых сценариев и требований к стресс-тестам, результаты которых будут все больше учитываться при принятии решений надзорного характера», — отметила глава ЦБ.
Результаты стресс-тестирования банков планируется учитывать также при оценке возможности присоединения одного банка к другому, согласовании плана финансового оздоровления, принятии других принципиальных решений надзорного характера.
Кроме того, к осенней сессии Госдумы «мы предложим пакет поправок в законодательство, обеспечивающий возможность создания Банком России специального Фонда консолидации банковского сектора, который будет входить в капитал санируемых банков». «Оперативное управление санируемым банком может осуществлять специально учрежденная управляющая компания», — подчеркнула Набиуллина.
Восстановление устойчивости банков будет проходить под контролем ЦБ.
Докапитализация не будет откладываться при этом в долгий ящик, а будет происходить сразу, а если необходимо, то будет проходить и реорганизация, и объединение банков. Затем банки в уже удовлетворительном финансовом состоянии будут продаваться на рынке.
Коммерческие банки и частные инвесторы смогут в полной мере воспользоваться результатами работы, приобретая на рынке эффективно работающие и докапитализированные банки.
Благими намерениями выстлана дорога в ад.
Очередной анекдот: Центробанк оглянулся, увидел, что вокруг не осталось ни одного банка, и лишил себя лицензии.