«Сила Сибири» под угрозой: Китаю предложили газ с Сахалина
На фоне довольно сложных переговоров между Россией и Китаем по поставкам газа по западному маршруту в рамках проекта «Сила Сибири-2», обусловленных в том числе разногласиями по вопросу цены, и сокращения европейских поставок «Газпром» ищет новые способы продвижения газа в Поднебесную. Вместо соглашения по алтайскому газопроводу «Газпром» заявил о готовности подписать меморандум о поставках газа Китаю с Сахалина. Одновременно российский газовый монополист сдвинул сроки запуска газопровода «Сила Сибири», восточного маршрута поставок газа в КНР: в компании прогнозируют, что поставки газа начнутся в период с 2019-го по 2021 год. Ранее планировалось, что «Сила Сибири» должна заработать в конце 2018 года.
Накануне глава «Газпрома» Алексей Миллер объявил, что компания может «в ближайшее время» подписать меморандум с китайской CNPC о трубопроводных поставках газа с российского Дальнего Востока. Речь идет о поставках природного газа в Китай по трубопроводу «Сахалин-Хабаровск-Владивосток». «Это станет дополнением к ведущимся работам по восточному маршруту и переговорам по западному маршруту», – отметил глава «Газпрома». Такое заявление Миллер сделал в Пекине по итогам очередных переговоров с CNPC о поставках газа по западному маршруту. Контракт очень важен для «Газпрома», поскольку позволит задействовать добывающие мощности в Западной Сибири, которые сейчас частично простаивают.
Однако, как отмечает «Коммерсантъ», в этом направлении сторонам вряд ли удалось добиться значительных успехов – в сообщении «Газпрома» сказано лишь, что «переговоры уверенно продвигаются». По словам источников издания, знакомых с ситуацией, до сих пор сохраняются принципиальные расхождения по цене, объемам и срокам поставок. На прошлой неделе глава департамента Восточной Европы и Центральной Азии Минкоммерции КНР Лин Цзи дал понять, что контракт по «Силе Сибири-2» не будет подписан в ходе сентябрьского визита президента РФ Владимира Путина в КНР. По его словам, ни Китай, ни Россия не ставят задачу подписания контракта по западному маршруту в рамках предстоящего визита президента РФ в Пекин. Ранее глава Минэнерго РФ Александр Новак заявлял, что соглашение о поставках по западному маршруту может быть подписано в сентябре.
Впервые о возможности поставок в КНР трубного газа с Дальнего Востока Миллер заявил еще в октябре 2014 года, поясняя, что проект может стать заменой строительству СПГ-завода во Владивостоке. Как напоминает «Независимая газета», «Газпром» запустил газопровод с Сахалина в Хабаровск и Владивосток еще в 2011 году, но его мощности используются лишь на 20%. По нему планировалось поставлять газ с проекта «Сахалин-3» на завод «Владивосток СПГ», начало строительства которого приостановлено. В июне газовая монополия подписала меморандум с американской Shell о том, что газ «Сахалина-3» будет направлен для расширения мощностей уже существующего на острове СПГ-завода. Но после того, как в начале августа США неожиданно ввели санкции против ключевого газоконденсантного месторождения «Газпрома» на сахалинском шельфе – Южно-Киринского, без газа которого невозможно реализовать ни один новый экспортный проект, российский газовый холдинг резко изменил стратегию развития сахалинских активов и предложил Пекину обсудить участие в проекте, находящемся под санкциями США, отмечает «Ъ».
Мнения экспертов относительно того, насколько такой вариант приемлем для Китая и готов ли Пекин всерьез портить отношения с Вашингтоном ради Москвы, расходятся.
Глава Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев полагает, что КНР «не будет принимать в расчет санкции», поскольку ряд китайских госкомпаний сами находятся в американских санкционных списках (в связи с предполагаемой передачей Ирану технологий по баллистическим ракетам).
По мнению главы азиатской программы Московского центра Карнеги Александра Габуева, китайцы «могут подписать меморандум, но будут очень осторожны в практических действиях по проекту». Аналитик отмечает, что крупнейшие нефтегазовые компании КНР, такие как CNPC, не будут рисковать, а появление еще одного раздражающего фактора в отношениях с Вашингтоном сейчас невыгодно Пекину. В связи с этим эксперты напоминают, что в том же Иране китайские компании фактически заморозили работу после введения санкций США и ЕС, хотя официально Китай к этим санкциям не присоединялся. Более того, аналитики указывают, что у Китая нет технологий для подводной добычи газа.
Замдиректора инвесткомпании «Универ» Дмитрий Александров считает, что китайцам выгодно иметь много соглашений о поставках газа из РФ с необязательной плавающей ценой. «Сахалинский газ может начать поступать в Китай хоть завтра, вся инфраструктура есть. Это интересно китайцам – если не утверждены цены, сроки, можно договориться о поставках в любой момент по любой удобной цене, таким образом снижаются риски», – отметил эксперт в комментарии «НГ».
Заявления Миллера могут быть частью информационной кампании перед визитом Путина в Китай 2-3 сентября, отмечают собеседники «Ъ» в отрасли: «Главным экономическим пунктом переговоров должен был стать контракт по западному маршруту, но договоренности нет, и нужно наполнить визит каким-то содержанием». Другой источник газеты отмечает, что слова главы «Газпрома» могут быть сигналом для Вашингтона о том, что санкции приведут лишь к укреплению связей между Россией и КНР. Но «за сигналом должны последовать и какие-то реальные действия», считает неназванный эксперт.
В свою очередь в «Газпроме» отметили, что, несмотря на текущую экономическую ситуацию, за семь месяцев 2015 года импорт газа в Китае вырос на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом поставки сжиженного газа снизились, а поставки трубопроводного газа выросли на 11%. Эти цифры, как считают в монополии, являются доказательством того, что КНР испытывает потребность в поставках российского газа.
Источник — РИА «Новый День»