Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Кризис и экология: приоритетным направлением проведения реформ в сфере бюджетного финансирования экологических услуг является переход к адресной модели финансирования

Кризис и экологияАдресность в самом общем виде в экономике предложено определять как направленность на кого-нибудь или на что-либо — конкретных людей или определены социальные единицы. Одними из первых теоретические исследования эффективности внедрения принципа адресности в механизм бюджетного финансирования проводили под эгидой Мирового банка Тимоти Визли и Реве Канбур. При необходимости сокращения бюджетных расходов идеальным решением проблемы преодоления бедности ими была определена адресная помощь лицам или домохозяйствам, которые отвечают определенным критериям.

Принцип адресности требует применения конкретных критериев, на основе которых должна быть избрана целевая группа, на которую и будут направляться усилия доноров. Как индикаторы адресности Мировой банк рекомендует применять не только уровень дохода, но и региональные, вековые, половые признаки или другие виды общих характеристик для отдельных индивидов и их групп.

Применение адресного подхода в финансировании публичных экологических услуг предоставит возможности экономии финансовых ресурсов при условии максимального удовлетворения действительных потребностей реципиента услуг.

Универсальная помощь связана с дополнительными расходами: расходование средств на лица, которые не требуют помощи, и лишние расходы на финансирование услуг лицам сверх их потребностей. В то время как применение адресного подхода позволяет тратить средства лишь в том объеме, который является необходимым для поддержания потребления публичных экологических услуг на уровне, не ниже общественно определенной минимальной нормы.

На сегодняшний день чаще всего принцип адресности и индивидуальный подход применяют в сфере социального обеспечения. Помощь поступает лицам, которые требуют дополнительной защиты: инвалидам, многодетным семьям, одиноким родителям и тому подобное.

По мнению некоторых аналитиков, даже бюджетная поддержка реального сектора на условиях сохранения четкой адресности финансирования, может дать серьезный мультипликативный эффект и существенно оживить его развитие.

Очень важно в условиях постоянного недостатка бюджетных финансовых ресурсов максимально эффективно удовлетворять потребности людей в качественной среде существования, что можно достичь путем предоставления публичных экологических услуг на условиях адресности, когда средства распределяют в пользу конкретных получателей с определением направлений их использования. Кое-что в России в этом направлении уже делается: курсы по экологии проходят в обязательном порядке руководители и специалисты предприятий, деятельность которых может быть потенциально опасной для окружающей среды. Полный список категорий работников и служащих, которым необходимо проходить обучение по экологической безопасности, смотрите на сайте http://kg-gk.ru.

Можно определить собственные целевые характеристики, которым должна отвечать модель адресного предоставления публичных экологических услуг:

  1. дифференциация политики устойчивого развития общества относительно разных слоев населения;
  2. корректное выделение категорий получателей публичных экологических услуг;
  3. перераспределение публичных экологических услуг для тех групп населения, которые их больше всего требуют;
  4. «муниципализация» политики устойчивого развития за счет передачи значительной части полномочий относительно определения размеров и форм адресного предоставления публичных экологических услуг на муниципальный уровень.

Одной из принципиальных проблем адресного предоставления публичных экологических услуг является проблема минимизации расходов, связанных с корректным определением адресата помощи, — пользователя услуги. Актуальным является задание разрабатывания эффективных и недорогих методов выявления потребностей в экологических услугах, которые не должны ограничиваться анализом легальных доходов и уровня платежеспособности. Такие методы могут и должны иметь территориальную дифференциацию в зависимости от географического положения, уровня жизни, экологического образования, бюджетного потенциала территории и тому подобное.

Следовательно, приоритетным направлением проведения реформ в сфере бюджетного финансирования экологических услуг является переход к адресной модели финансирования с учетом реально имеющихся в публичном секторе ресурсов и возможностей, ориентации в поддержку тех групп населения, которые испытывают большую потребность в экологических услугах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *