Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Михаил Хазин: Экономический кризис в России обернётся политическими последствиями

Экономический спад в РФ будет продолжаться и при благоприятных условиях в 2014 году составит 3-4% ВВП, при неблагоприятных – 8-12%. Это неминуемо приведёт к политическим последствиям. Такое мнение высказал известный российский экономист Михаил Хазин. По его оценке, для улучшения экономической ситуации в России и поддержания высоких цен на нефть правительство Дмитрия Медведева кровно заинтересовано в войне на Ближнем Востоке, но это противоречит политике президента РФ Владимира Путина.

Как отметил Хазин, экономическая модель, которая внедрена в России экономистом и реформатором Егором Гайдаром, которого эксперт назвал «известным людоедом», предполагает, что развитие должно происходить за счёт иностранных инвестиций. Однако иностранные инвестиции требуют возврата в соответствующей валюте. «Отсюда следствие: ёмкость российской экономики с точки зрения принятия иностранных инвестиций определяется валютными доходами этой экономики. За вычетом тех денег, которые идут на прямую закупку импорта и на возврат ранее сделанных кредитов», – пояснил Хазин.

По его словам, в 2000-е годы в России увеличивались валютные доходы и ёмкость экономики с точки зрения принятия иностранных инвестиций в связи с резким ростом нефтяных цен. Примерно с 2010 года эта ёмкость по разным причинам стала снижаться, и с конца 2012 года в стране начался экономический спад.

«Спад этот будет продолжаться, потому что никаких оснований для роста валютных доходов нет – механизм исчерпан. Мы должны возвращать ранее взятые кредиты, мы меньше продаём нефти. Я думаю, что со следующего года, после выхода Ирана на мировые рынки, уменьшатся цены на нефть, <…>. В результате тот вялотекущий спад, который начался в конце 2012 года и который по итогам этого года составил примерно 2,5-3%, соответственно, продолжится. Я думаю, что при прочих равных условиях, если не будет никаких эксцессов, мы получим по итогу 2014 года примерно 3-4%. При этом нужно учесть, что спад ВВП влечёт за собой значительно больший спад рынков <…>. Он примерно, я думаю, в 8-10 раз больше, чем, соответственно, спад ВВП», – отметил экономист.

По его оценке, есть несколько факторов, которые могут этот процесс ускорить или замедлить. В частности, замедление вероятно в случае повышения цен на нефть, которое возможно только из-за крупномасштабной войны на Ближнем Востоке.

«Вероятность этой войны очень сильно ослабла, но всё равно правительство и Центральный банк, которые клялись и божились президенту в том, что они обеспечат экономический рост, они кровно заинтересованы в том, чтобы эта война началась», – считает эксперт.

Он обратил внимание на то, что конфликт между президентом с правительством и Центральным банком носит не только аппаратно-психологический характер, то есть президент говорит: «Исполняйте майские указы», а правительство говорит: «Ни за что», но и основан на объективных причинах.

«Правительству нужна война на Ближнем Востоке, Путин хочет мира. И наивно считать, что столь глубокое противоречие в позициях не выражается в более мелких действиях», – подчеркнул экономист.

При этом факторами, которые могут усугубить экономическую ситуацию в РФ, эксперт считает резкое снижение мировых цен на нефть и обвал на американском фондовом рынке.

«Скорее это случится в конце февраля, начале марта, когда Иран выйдет на мировые рынки нефти. Все договорённости уже достигнуты. И США приложат все усилия для того, чтобы это произошло, потому что им куда приятнее, чтобы нефть продавалась на мировых рынках, чем она напрямую шла в Китай. Это первая вещь. А вторая вещь, которая может ускорить процесс – это обвал пузыря на фондовом рынке США. <…>. Если это произойдёт после сентября 2014 года, то в этом случае в 2014 году мы последствий не почувствуем: у нас лаг примерно 3 месяца. Если это произойдёт весной 2014 года, то мы получим к осени 2014 года практически полный аналог осени 2008 года с той только разницей, что выхода, как осенью 2009 года мы не получим, то есть спад произойдёт, а выхода из него не будет», – считает экономист.

Он полагает, что в случае обвала на американском фондовом рынке мировая экономика вступит в локальный кризис, сравнимый по масштабу с кризисом осени 2008 года.

«Это будет не последний кризис. Но это будет очередная волна в том глобальном процессе, который начался осенью 2008 года или который приведёт по итогам к падению мировой экономики на 30-35%. Для Европы и для США этот спад будет сильный. Я считаю, что в целом вероятность резкого ухудшения не очень велика, но то, что в конце февраля – в начале марта нас могут ждать ускорение темпов спада – это вероятность достаточно большая. Если этого не произойдёт, мы получим по итогам 14-го года примерно 3-4% спада, если это произойдёт, то можем выйти на 8-12%. И это уже неминуемо приведёт к политическим последствиям», – прогнозирует Хазин.

По его мнению, Россия должна переходить к внутренним источникам роста, которых пока не наблюдается.

«У нас не существует в стране системы кредитования экономики, у нас не существует института внутреннего рублёвого инвестирования. На протяжении последних 12-ти лет Центральный банк целенаправленно ликвидировал систему рефинансирования экономики рублём. Это была политика. И её быстро ликвидировать невозможно», – объяснил он.

Эксперт также добавил, что единственный вариант быстрого увеличения притока долларов – это резкое сокращение импорта.

«Официальные цифры импорта 315-320 млдр долларов в год, но на самом деле около 400. Примерно 200 млрд мы можем легко заменить. Для этого не нужны ни высокие технологии, ни квалификация рабочих. Это то, что называется ширпотреб. Если мы начинаем программу импортозамещения, что, конечно же, потребует изменения кредитно-денежной политики (что при нынешнем руководстве Центробанка невозможно, и, тем не менее, эта задача решаемая), то мы можем обеспечить увеличение внутреннего финансового долларового потока до 200 млрд долларов в год. Это, соответственно, обеспечивает возврат от инвестиций в 2 трлн с рентабельностью в 10%. 2 трлн – это 70% от реального ВВП России. Поэтому можно обеспечить экономический рост в 6-7% на протяжении 10 лет и более. Это шанс, который у нас есть», – считает эксперт.

Хазин также привел пример экономической политики Казахстана, который уже четыре года ведёт программу импортозамещения и обеспечивает экономический рост в 5-7%.

«Это требует радикального изменения экономической модели. Мы должны отказаться от гайдаровских принципов, что невозможно при нынешнем руководстве Центрального банка и правительства. Поэтому без жесточайшего кризиса, сравнимого по масштабу с 98 годом, я не верю, что эти изменения могут произойти. Но если кризис случится и эти изменения произойдут, то мы вполне можем выйти на траекторию устойчивого экономического роста», – заключил эксперт.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *