Спад «самодовольной экономики», предел путинской России и так и не начатые «масштабные реформы»
Становится очевидно, что после одного с небольшим года правления президента Путина в России замедляются темпы экономического роста. Показатель роста ВВП за период с января по март этого года остановился на отметке 1,2% относительно показателя прошлого года за этот период, Министерство экономического развития скорректировало свой прогноз годового прироста с 3,6% до 2,4%. Путинская экономическая модель простого перераспределения доходов от продажи нефти и природного газа все больше и больше показывает пределы своего развития.
После мирового экономического кризиса 2008-2009 годов Россия показала рост в 4,5% в 2010 году, затем последовательно сбавляла темпы: 4,3% в 2011 году, 3,4% в 2012 году. Прогноз показателя роста в этом году самый низкий с 1999 года, за исключением 2009 года, когда он составил минус 7,8%.
Это далеко от обещанных Путиным «6-7% роста в год» перед его возвращением на пост президента, и не выдерживает сравнения с главными развивающимися странами. Министр экономического развития Белоусов на правительственном совещании в апреле открыто заявил: «Cегодняшнее положение в значительной степени имеет отношение не к мировой экономике, а к внутренним факторам».
Путин, вступивший в свой первый президентский срок в 2000 году, с одной стороны усиливал государственный контроль и в политике и в экономике, с другой поднимал зарплаты и пенсии госслужащим из доходов от продажи нефти и природного газа, переключился на наращивание капиталов государственных предприятий. Его спасла резко подскочившая после инаугурации цена за баррель нефти, когда он стал стоить 20 долларов, после чего удалось показывать в среднем годовой рост в 7% до весны 2008 года.
Во время третьего срока все сильнее проступает характер путинской власти, заключающийся в сильном государстве и перераспределении сырьевых доходов. Если реализовать все данные Путиным обещания, как то повышение зарплат врачам и учителям, предоставление жилья, поддержка оборонной промышленности, то за шесть лет его нахождения у власти понадобится по подсчетам увеличить расходы на 4 триллиона 800 миллиардов рублей.
Однако экономический спад указывает на то, что существующая модель развития достигла своего предела, и на то, что становится все труднее добывать природные ресурсы для перераспределения. Самая большая проблема в том, что в бюджете страны доходы, получаемые от нефти и газа, превысили 50%, что означает, что не осуществлен уход от зависимой от природных ресурсов экономической модели.
Избежать дефицита бюджета в этих условиях невозможно, а в случае резкого падения мировых цен на сырье влияние будет колоссальным.
Либеральное течение в правительстве настаивает на наращивании промышленности путем снижения налогов для предприятий, борьбы с коррупцией, улучшения инвестиционной среды. Однако на деле увеличивается влияние националистически настроенных силовиков, выходцев из органов общественной безопасности и секретных служб, нет никаких признаков запуска существенных реформ правительством.
Стали подтверждать себя аргументы для сравнения слишком затянувшегося срока «путинской эпохи» с брежневским правлением в СССР, которое также называют «эпохой застоя».
«Sankei Shimbun», Япония, перевод ИноСМИ