Цены на оборудование для производства электроники галопируют. Производство и продажи сельхозтехники обвалились
Санкции, введенные против России, ограничили поставки в страну европейского, американского и японского оборудования для производства радиоэлектроники и электронных устройств. Хотя они не полностью остановили его ввоз, стоимость такого оборудования для российских компаний увеличилась на 40-50%, говорится в отчете Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), посвященном контрактному производству в России.
Речь идет об оборудовании, используемом для монтажа компонентов на печатные платы, сборки конечных устройств, а также для проведения испытаний и контроля качества продукции. Среди крупнейших игроков российского рынка контрактного производства — GS Group, «АТБ электроника», НПП «Гамма» и другие компании.
Из-за санкций поставки оборудования в Россию часто требуют его разборки в странах-посредниках и перепрошивки программного обеспечения. Такой процесс увеличивает издержки и сроки поставок, что приводит к росту стоимости производства в РФ. Дополнительным фактором, влияющим на цены, является курс рубля к иностранным валютам.
Министерство промышленности и торговли, комментируя ситуацию, заявило, что готово рассматривать данные от АРПЭ при их предоставлении, однако не стало оценивать динамику цен на оборудование.
Счетная палата в июле признала провал госпрограммы по производству российской электроники. Аудитор Андрей Перчян указал на высокую зависимость отрасли от зарубежных компонентов и отметил, что санкции серьезно ограничили доступ к передовым технологиям. Минпромторг тоже объяснил неудачу программы «беспрецедентным санкционным давлением».
Санкции нанесли ощутимый удар по производству электроники в стране. Ограничения на ключевые компоненты и технологии привели к дефициту необходимых материалов, что осложнило работу российских производителей, снизив объемы производства. Компании были вынуждены искать альтернативные источники компонентов, которые часто уступают по качеству.
Кроме того, санкции затруднили доступ к передовым технологиям и оборудованию, что замедлило развитие электронной промышленности в РФ. Российские предприятия оказались изолированы от международных рынков, лишившись возможности модернизировать свои производственные мощности и внедрять инновации.
В России рухнули производство и продажи сельхозтехники
Продажи сельхозтехники в России за период с января по июль сократились на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 127,7 млрд рублей, свидетельствуют данные «Росспецмаша». Производство техники уменьшилось на 7,4%, составив 161 млрд рублей, а экспорт снизился на 25,2%, до 9,5 млрд рублей.
Заместитель главы «Росспецмаша» Денис Максимкин отмечает, что спад производства и отгрузок продолжается. По его словам, за первые шесть месяцев этого года объем производства сократился на 4%, внутренние отгрузки — на 10%, а экспорт — на 20%.
Александр Алтынов, председатель правления ассоциации дилеров сельхозтехники АСХОД, оценивает снижение продаж сельхозтехники в России на уровне 15–18% год к году. Он подчеркивает, что при слабом спросе цены на технику не растут, а дилеры распродают имеющиеся запасы.
Согласно данным «Росспецмаша», выпуск зерноуборочных комбайнов в период с января по июль снизился на 9%, до 3,68 тыс. штук, тракторов — на 22,3%, до 2,62 тыс. штук, а сеялок — на 22,4%, до 2,48 тыс. штук. Отгрузки этих видов техники на внутренний рынок также упали на 19,6%, 4,1% и 17% соответственно.
Основной причиной спада эксперты считают высокую ключевую ставку, которая привела к удорожанию льготных кредитов для аграриев до 10% и исчерпанию лимитов скидочной программы 1432. Это вынудило сельхозпроизводителей откладывать обновление техники. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting также отмечает негативное влияние таких факторов, как низкие мировые цены на зерно и сокращение экспорта российской пшеницы.
Александр Алтынов подчеркивает, что спрос на сельхозтехнику падает уже полтора года и драйверов для улучшения этой ситуации пока нет. Выручка российских дилеров сельхозтехники в 2024 году может впервые сократиться в годовом выражении, прогнозирует он.