4 удара Brexit по экономике Британии и самый сильный — по Польше

Статья 50, в рамках которой пройдут переговоры по вопросу Brexit, запущена. А это значит, что можно говорить о последствиях, которые неизменно ждут британцев, после того как страна выйдет из ЕС.

Наука и образование

Одной из первых пострадает сфера науки и образования, а именно более 80% ученых и значительное большинство студентов.

Британские университеты всегда считались мировым стандартом качества в плане образования. Но Brexit вполне может создать «идеальный шторм» для этого сектора.

Университеты – это бизнес. В прошлом году в британские университеты поступило 2,4 млн студентов, в итоге доход составил около 33,2 млрд фунтов.

В общем вклад в экономику Великобритании составляет от 73 млрд до 100 млрд фунтов. В университетах работает более 400 тыс. сотрудников. Так что Brexit непосредственно повлияет на набор студентов в университеты.

Около 25% студентов в Великобритании не являются гражданами Великобритании. В настоящее время 130 тыс. (5,4%) из них являются выходцами из континентальной ЕС. Это приносит доход чуть более 2,4 млрд фунтов непосредственно университетам и около 10 млрд фунтов в местную экономику.

Скорее всего, после Brexit студенты из стран ЕС больше не смогут получать кредиты для обучения в Великобритании. Кроме того, иностранные студенты – это не просто источник дохода, это еще и обмен опытом. Свободное передвижение ученых, преподавателей и студентов имеет жизненно важное значение в поддержании устойчивого качества образования.

Еще одна весомая потеря в результате Brexit — потеря доступа к Erasmus Plus, программы по студенческому обмену. В настоящее время более 15 тыс. британских студентов получают дополнительное финансирование. Для многих обучение за рубежом было бы невозможно без 130 млн фунтов, выделенных на поддержку британских студентов в этом году. Финансирование выделяется также и тысячам преподавателей в рамках европейского сотрудничества.

Бюро национальной статистики показывает, что в период с 2007-2013 гг. наблюдался приток средств в размере 3,4 млрд фунтов в Великобританию для проведения исследований со стороны ЕС. Правительство гарантировало сохранить тот же уровень финансирования до 2019 г.

Однако нет никаких гарантий, что финансирование продолжится и после 2019 г.

И влияние этих процессов начинает ощущаться уже сейчас. Континентальные университеты уже отменяют запланированные заявки на проведение исследований, ученые отвергают предложения о работе в британских университетах.

Существует реальная опасность утечки мозгов, оттока самых ярких и самых лучших ученых.

Конечно, сохранятся по-прежнему инвестиции в специализированных областях, и это следует поддержать. Однако сути дела это не поменяет. Так, Билл Гейтс заявил, что Brexit сделает Великобританию значительно менее привлекательной для инвестиций. Microsoft инвестировал более 1 млрд фунтов стерлингов в исследования в Великобритании за последние несколько лет, однако дальше компания этого делать не будет.

А недостаток инвестиций в исследования приведет к снижению инвестиций в бизнесе, потере рабочих мест и падению ВВП Великобритании.

Стоимость продуктов питания

После Brexit стоимость фруктов, овощей, цветов и оливкового масла может вырасти на 8% для домовладельцев Великобритании согласно последнему исследованию Rabobank.

Будут ужесточены административные проверки и увеличена стоимость продуктов, поступающих с континента.

Кроме того, потребители ощутили напряжение на рынке напитков. Французская компания Pernod Ricard подтвердила, что в этом месяце она подняла цену на свою продукцию в Великобритании в ответ на падение фунта стерлингов.

Пищевой гигант США Mondelez также отказался исключить либо увеличение цены, либо уменьшение количества продуктов, учитывая то, каким будет эффект от Brexit.

Автомобильная промышленность

Доля автомобильного экспорта ЕС в королевство составляет около 57,5% автомобилей, так что Brexit станет «наихудшим сценарием» для автопроизводителей, показало исследование.

Автомобильная промышленность в целом считается одной из наиболее уязвимых к последствиям жесткого Brexit.

Согласно данным исследования, опубликованного во вторник, Великобритания после Brexit введет 10%-е тарифы на готовые автомобили и тариф в 4,5% на составные части для автомобилей.

Если производители переложат эту стоимость непосредственно на плечи клиентов, принимая во внимание все этапы производства, ценник на новый автомобиль может взметнуться на целых £2372 за машину согласно исследованию PA Consulting.

В январе Майк Хос, исполнительный директор Общества производителей и продавцов автомобилей, заявил о том, что отказ Великобритании о заключении адекватных торговых сделок с ЕС после Brexit «может навредить автомобильной промышленности Великобритании».

Toyota ранее в этом месяце обязалась инвестировать £240 млн в модернизацию одного из своих заводов в Дербишире, но доверие других крупных мировых производителей явно падает на фоне Brexit. В конце прошлого месяца Nissan сказал, что может «наладить» свой бизнес в Великобритании в зависимости от результатов Brexit, который потенциально ставит под угрозу 7 тыс. рабочих мест на его заводе в Сандерленде.

Кризис в сфере услуг

Согласно опубликованному докладу сфера услуг Великобритании подвергается наибольшему риску из-за иммиграционных ограничений после решения британцев выйти из состава Европейского союза.

Треть всех занятых в гостиничной сфере и сфере питания родились за пределами Соединенного Королевства, поэтому компании отрасли попытаются найти решение проблемы нехватки рабочей силы. Предполагается, что это можно сделать за счет повышения автоматизации, отмечает консалтинговая фирма Mercer. В докладе также определены секторы, где почти каждый пятый работник — иностранец. К таким отраслям относятся обрабатывающий сектор, транспортный сектор и сфера финансовых услуг.

«В будущем в Великобритании будет введен более строгий контроль за миграцией, и это сократит количество иностранных работников, — заявил партнер Mercer Гари Симмонс. — Каждая компания в каждом секторе Британии будет конкурировать за ограниченный пул доступных работников».

В сфере финансовых услуг 18% рабочих являются иностранцами, поэтому соревнование за мировые таланты, чтобы соответствовать требованиям цифровой, нормативной и кибербезопасности, ожидается крайне интенсивное, сказал Мерсер.

Многие компании выразили обеспокоенность по поводу того, что они не смогут заполнить рабочие места, если премьер-министр Тереза Мэй выполнит свое обязательство значительно сократить чистую миграцию, которая в настоящее время составляет почти 300 тыс. человек в год.

Продовольственный розничный торговец Pret A Manger Ltd. говорит, что только один из 50 заявителей является британцем, в то время как лондонские банки также призвали премьер-министра обеспечить им доступ к квалифицированным работникам со всего мира.

Главной жертвой Brexit может стать Польша

Польша выглядит более уязвимой к последствиям выхода Великобритании из Евросоюза, чем любая другая страна, сообщает Bloomberg. Польша является крупнейшим получателем помощи ЕС, а также крупнейшим на континенте поставщиком трудовых мигрантов.

Так, аэропорт «Ольштын-Мазуры», восстановленный за счет средств ЕС в размере 121 млн злотых ($31 млн), обслуживает почти 1 млн поляков, живущих и работающих в Великобритании (это треть всех граждан ЕС, проживающих в стране). Теперь не только их статус оказался под сомнением. Польша также будет получать меньше денег, поскольку ЕС теряет самого крупного чистого «донора» после Германии.

«Очевидно, что Brexit крайне важен для нас, — сказал заместитель министра иностранных дел Польши Конрад Шимански. — Если мы не справимся с этим успешно, это навредит внутреннему рынку».

Как сообщали «Вести.Экономика», 29 марта председатель Европейского совета Дональд Туск получил от правительства Великобритании официальное уведомление о выходе королевства из Евросоюза.

Процедура Brexit едва ли могла начаться в менее удачное для Польши время. Правительство страны все больше изолируется в Брюсселе после попытки сместить председателя Евросовета Дональда Туска, бывшего премьера Польши. В то же время страна полагается на инвестиции ЕС, чтобы предотвратить замедление экономики.

Более €250 млрд ($267 млрд) были или еще будут потрачены с 2004 г., когда Польша присоединилась к блоку. По сегодняшнему курсу доллара эта сумма превышает стоимость финансируемого США плана Маршалла — программы помощи Европе после Второй мировой войны.

Лидеры партии «Право и справедливость» заявили, что стремятся ослабить, а не укрепить институты ЕС после Brexit. В прошлом году премьер-министр Беата Шидло обвинила ЕС в угрозе польскому суверенитету.

Это создает реальный риск того, что экономика Польши объемом $477 млрд останется позади, если остальная Европа предпочтет интегрироваться быстрее после Brexit, считает экс-министр финансов Польши Мирослав Гроницкий.

«Самый большой успех Польши заключается не в том, сколько средств в ЕС она поглотила, а в том, насколько ее экономика открылась и выиграла от единого рынка, — сказал Гроницкий. — Если некоторые члены ЕС начнут углублять свои отношения без Польши, мы, безусловно, проиграем».

Нынешний бюджет ЕС действует до 2020 г. Переговоры о Brexit должны завершиться в марте 2019 г., и Польша будет внимательно следить за ними. Глава центробанка Польши Адам Глапински заявил, что «спокойное размышление» об экономике закончится, когда истечет срок согласованного бюджета ЕС. «Или раньше из-за Brexit», — сказал он.

Помощь ЕС способствовала ускорению роста экономики Польши до 3,9% в 2015 г. В прошлом году рост замедлился до 2,8% из-за спада в софинансируемых инвестициях ЕС после смены правительства и нового бюджетного цикла ЕС.

Средства ЕС были использованы для строительства всего: от дорог до водоочистных сооружений, муниципальных бассейнов и аэропортов, что является частью политики ЕС по улучшению уровня жизни в наиболее бедных регионах. Тем не менее зарплаты в Польше остаются в среднем в три раза ниже, чем в Великобритании.

Британия заявила, что стремится к скорейшему достижению соглашения о статусе граждан ЕС, проживающих в Великобритании, а также британцев, проживающих в других странах Европы.

Аэропорт «Ольштын-Мазуры» имеет собственную стратегию. С мая он планирует предлагать еженедельные рейсы в Норвегию, хотя в аэропорту заявляют, что это не связано с Brexit.

По материалам Вести-Экономика, РБК

Мировой кризис: последствия и перспективы ,

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.