Правительство реализует комплекс мер по слежению за доходами и расходами граждан

Правительство начало комплексное наступление с целью контроля доходов населения. Центробанк разрешил банкам выяснять происхождение средств любых клиентов – не только юридических, но и физических лиц. Банкиры пока сами не поняли, как проверять источник доходов физлиц: «Не может же идти речь о мониторинге страниц клиентов в соцсетях». Но последние усилия различных государственных ведомств по внедрению комплекса мер для контроля доходов населения должны в ближайшем будущем решить эту проблему.

Комплексный контроль расходов и доходов населения России

Банки будут проверять, откуда у клиента деньги

Вступившие в силу поправки к антиотмывочному закону и опубликованные документы ЦБ рекомендуют банкам выявлять происхождение средств практически любых клиентов – компаний и физлиц. ЦБ опубликовал письмо «О вопросах определения бенефициарных владельцев» с приложением рекомендаций на эту тему Вольфсбергской группы (объединяет такие международные финансовые институты, как Citigroup, Deutsche Bank, HSBC). Оба документа опубликованы в «Вестнике Банка России». «Комментарии могут быть использованы при проведении идентификации бенефициарных владельцев», – приводит «Коммерсант» комментарии регулятора.

Сейчас по закону банки должны идентифицировать бенефициарного собственника компании-клиента, но при отсутствии такой информации могут ограничиться учредителями. В рекомендациях же банкам предлагается выявлять не только бенефициарного владельца, но и источник происхождения его средств. «Под бенефициарными владельцами должны пониматься физлица, которые осуществляют контроль над средствами, и их источник благосостояния должен быть подвергнут надлежащей проверке», – уточняет ЦБ.

Новая норма предоставляет банкам весьма широкие полномочия. Она наделила банки правом «принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и иного имущества клиентов». И круг клиентов, за которыми банкам придется следить пристальнее, фактически не ограничен. Законодатели решили распространить на физических лиц перечень сведений, которые банки до сих пор собирали только с новых и действующих клиентов – юридических лиц. Это информация о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с банком, определение целей финансово-хозяйственной деятельности клиента, его финансового положения и деловой репутации.

Любые письма ЦБ с антиотмывочными рекомендациями в банках из опасений утратить лицензию уже давно воспринимают как требования. Но пока не понимают, как их можно реализовать на практике. «Не может же идти речь о мониторинге страниц клиентов в соцсетях» – иронизируют представители российских банков. «У крупных банков, особенно розничных, насчитываются миллионы клиентов, и провести такую работу по каждому из них, не говоря уже об установлении их деловой репутации, будет, мягко говоря, нетривиальной задачей», – пояснил вице-президент ВТБ 24 Игорь Венгеров.

Впрочем, государство может в ближайшее время помочь банкирам с созданием механизма автоматизированного контроля доходов и расходов физлиц. Минфин создал законопроект, по которому все кассы торговых точек подлежат замене, а новые будут регистрировать покупки в электронном виде. Покупки за наличные будут привязываться к телефонному номеру или электронной почте клиента. Это нововведение позволит автоматически учитывать расходы граждан. Представители других ведомств (например, роструда), ранее также сообщали, что через учет расходов физлиц собираются вычислять реальные (втч «теневые») доходы граждан через сопоставление их расходов с отчислениями в ПФР и налоговые выплаты.

Комплексный контроль расходов и доходов населения

Первыми мерами для создания такой системы являются законопроект Минфина о повсеместном введении электронных касс, инициатива Роструда о введении налога на неофициально трудоустроенное население; а теперь право, дарованное банкам финрегулятором проверять выявлять происхождение средств клиентов-физлиц. Вероятнее всего, этим летом и в начале осени следует ожидать схожие инициативы от различных ведомств и ветвей власти, которые дополнят уже предложенные или вступившие в силу нормы.

Пока же инициатива Центробанка замотивирована как дополнительный механизм к «антиотмывочным» нормам. Официальная публикация документа именно сейчас, по мнению банкиров, должна уравновесить вступление 8 июня в силу закона об амнистии капиталов. ЦБ также готовит рынок к исполнению одновременно вступившей в силу поправки к антиотмывочному закону (115-ФЗ), которая требует от банков устанавливать источник происхождения средств клиента. Поправка появилась как компромисс с «группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» (FATF). FATF выступала против свободной амнистии капитала, происхождение которого может носить преступный характер. В конце апреля после обсуждения с FATF замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный обещал внести подобную поправку, однако тогда предполагалось, что банк должен будет проверять источник происхождения амнистируемых денег только при возникновении подозрений в отмывании средств.

Особенность формулировки поправки может позволить определенному кругу банковских клиентов избежать неудобных вопросов. Амнистия капиталов затронет и высокопоставленных клиентов, потому в формулировках ЦБ значится право, а не обязанность банков проверять происхождение средств. Таким способом власти вывели «особых» клиентов из-под риска дополнительных вопросов со стороны FATF при проведении проверки, пишет «Новый День».

Новости кризиса: текущая ситуация в России ,

  1. zengarden
    17.06.2015 at 15:15 | #1

    Надо понимать так, что контроль будет осуществляться за доходами «обычных» граждан, а вот «особые» клиенты (объём оборота которых составляет 99%) контролироваться не будут… ну, ничего удивительного, голубая мечта тоталитарного государства.

  1. Нет трекбеков.