Энергетический кризис 2.0? Прогнозы Евгения Когана
Яблоко от яблони недалеко падает — как и в России, западные страны столкнулись с ростом цен на бензин на фоне угрозы крупнейшего с 2007 года дефицита нефти.
А что, собственно, произошло, почему вернулся, казалось бы, забытый «черный лебедь»? — Всему виной дисбаланс спроса и предложения.
1️⃣ Инвесторы опасаются, что в результате «изъятия» Россией и Саудовской Аравии с рынка 1,3 млн б/с, на рынке образуется дефицит в 3,3 млн б/с — 16-летний максимум.
2️⃣ Давление на цены оказывает снижение запасов сырой нефти в США на начало сентября примерно на 4,3% ниже среднего пятилетнего уровня, до 416,6 млн баррелей, а нефти — на 5,1%, до 214,7 млн баррелей.
3️⃣ (И главное) Спрос на энергоносители остается высоким благодаря устойчивости экономики США перед высокими ставками и увеличению импорта нефти и газа Китаем в преддверии зимы.
Что дальше?
Если для нас рост цен на черное золото — это надежда на выравнивание бюджета и укрепление рубля, то для западных стран это прежде всего проинфляционная угроза.
Реализация прогноза Goldman Sachs по цене $107 за баррель в 2024 году грозит если не новыми повышениями ставок, то сохранением их на высоком уровне в течение длительного времени.
Можно ли увеличивать долю в бумагах российских нефтяников?
Я бы дождался объявления решения по ставке Банком России и реакции рубля на него. Если снижение продолжится, то, вероятно, да.
Евгений Коган о ценах на бензин в России
Цены на бензин в России бьют очередные рекорды. От этого страдают не только обычные потребители, но и экономика в целом — возрастает инфляция.
Ключевой вопрос: почему продолжают расти цены?
Одна из основных причин — дисбаланс спроса между поставками на внутренний рынок и на экспорт. Проще говоря, для российских нефтяников сейчас рентабельнее поставлять нефтепродукты на экспорт: платят больше, да еще и курс рубля благоволит.
Как это регулировать?
Регулировали и продолжают регулировать с помощью демпферного механизма. Иными словами, если у нефтяников поставки на экспорт выгоднее, чем на внутренний рынок, то в таком случае государство доплачивает нефтяным компаниям из бюджета. Так называемые демпферные выплаты (к слову, огромная статья доходов у нефтепереработчиков в 2022 году).
Но проблема в том, что демпферные выплаты с сентября сократили вдвое. И сейчас складывается ситуация, при которой нефтяники поставляют на экспорт еще больше нефтепродуктов.
💙️ Отсюда возникает локальный дефицит на российском рынке и как следствие рост цен.
Когда можно ожидать охлаждения цен?
Базовый сценарий — небольшой скачок цен в ближайшей перспективе и уже после 15 сентября постепенное охлаждение розничных цен. Ближе к концу года. Здесь также сыграет фактор сезонного спада.
Как решить проблему роста цен?
Возможным решением может быть полное возвращение демпферного механизма. Но в таком случае необходимы дополнительные средства для нефтяников из бюджета. Готово ли пойти правительство на такие меры — пока что неясно. Однако совершенно точно понятно, что остужение необходимо уже сейчас.