Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

В богатой нефтью стране нет бензина на заправках. Кто виноват, что в России возник дефицит топлива

Дефицит бензин в России

А я предупреждал, что так будет. Но мне тут некоторые писали — не разводи панику… Теперь «панику разводит» уже глава Минсельхоза. Хотя еще в июле было очевидно, к чему идет российский топливный рынок.

Ой, а что случилось?

Случился дефицит топлива аккурат в тех регионах, где свободный доступ к нему бизнеса и населения критически значим. Южные регионы, где сельское хозяйство — одна из основ экономики. Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Саратовская, Волгоградская, Самарская, Астраханская области. Всех не перечисляю, в новостях отметились уже почти 2 десятка регионов.

В российском чиновничьем новоязе дефицит называли «нехваткой» — ок, такой терминологии и будем придерживаться. Хотя дефицит, по сути, как раз и является нехваткой товара, пользующегося спросом. Впрочем, в Москве дефицита нет, спрос покрывается, авто чиновников заправлены и готовы к поездкам.

Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев предрек катастрофу. Суммитрую в одну цитату:

— У нас проблемы именно уже с наличием. Мы сейчас остановим и уборочную, и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа! Проблема с топливом — кричащая, ею надо всем заниматься.

Рост цен на бензин уже заметен на АЗС

Заниматься надо было с июня, когда возникли предпосылки для формирования «нехватки». В июле, когда о последствиях начали предупреждать эксперты, в том числе и ваш покорный слуга. Заниматься надо было в августе, когда биржевые цены на топливо на Питерской бирже каждый день переписывали исторические рекорды.

А сейчас проблемой поздно «заниматься». Настало время бороться с ее последствиями, чтобы не остаться без зерна, то бишь без хлеба.

Представляете, к какой ситуации можем прийти? Март. В стране очередные выборы Путина. А в магазинах с хлебом перебои. Потому что в богатейшей на нефть стране не смогли найти достаточно топлива, чтобы закончить уборочную компанию и провести посевную по озимым.

Ну да ладно, не буду сгущать краски. Потому что и сама проблема решаема, и ее последствия все еще можно минимизировать.

Чтобы решить, что делать, нужно понять, кто виноват

Я вижу целый комплекс факторов. И почти все они сводятся… к работе правительства.

Оптовые цены на топливо

Во-первых, вспоминаем о демпфере — системе, разработанной в правительстве для стабилизации топливного рынка в условиях волатильности нефтяных цен. Когда цены на нефть высоки, переработчики получают компенсацию из бюджета за то, что не повышают цены на бензин, солярку и т.д. Бюджет покрывает их издержки на дорогую нефть, а они в ответ продают бензин на внутреннем рынке по старым ценам, а не вывозят его за рубеж, чтобы продать дороже. Когда цены низкие и маржинальность переработки растет, отчисления перерабатывающих компаний в бюджет растут.

Дефицит бюджета вынуждает власти пересматривать схемы стабилизации и работать над ростом налоговых поступлений. В итоге платежи по демпферу снизили в 2 раза на фоне высоких цен на нефть. Напомню, она сейчас дороже 90 долларов за баррель.

Кто платит в итоге? Простой потребитель. Я, заправляя свои Жигули, и фермер Саня, заливая солярку в свой верный трактор.

Сельскохозяйственный кризис

Второй момент — объем производства топлива. Он у нас не вырос и не упал, стабильно всё. До недавних пор производство полностью покрывало спрос. Но сейчас потребности в топливе резко возросли как раз в тех регионах, где фиксируется нехватка. Сами понимаете, куда ушло топливо, объяснять не буду. Камазы и вертолеты не на скрепах передвигаются, солярка в перечисленных выше регионах ушла именно туда.

Здесь же стоит вспомнить о росте грузоперевозок автомобильным транспортом. Параллельный импорт приходится возить дальше и дольше — то, что шло в наиболее густонаселенную европейскую часть России из Европы идет теперь из Азии. Соответственно, потребность в топливе выросла еще и по этой причине. По данным «Российской газеты», по отдельным направлениям на Юг и Восток объем международных перевозок за год вырос в 1,5-3 раза, а на Северо-Западе сократился на 80 процентов.

Третий фактор — прибыли бизнеса. Нефтепереработчики — не благотворители. Они связаны контрактными обязательствами и имеют внятное желание заработать. Поэтому при «нехватке» топлива внутри страны бензин и солярка продолжают выплескиваться за границу. Поскольку в Европу формально мы топливо не продаем, работают трехсторонние схемы: мы продаем бензин дружественной стране, а она — в ту же Европу. Никто закон не нарушает, все довольны, включая правительство, которое получает в бюджет налоговые платежи.

Так что нехватка топлива у нас создана усилиями властей. Решит ли проблему запрет на вывоз топлива за пределы России? Эту идею, кстати, как раз Патрушев-младший продвигает. Не факт, что поможет — первые два фактора вносят более весомый вклад в стабильность топливного рынка.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *