Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Поддерживать текущий технологический уровень станет невозможно, а это почти всегда дорога в один конец

Директора Газпрома

По причине того, что Россия разгромно проиграла газовую войну и потеряла европейский газовый рынок, причем можно однозначно утверждать, что вернуться на него уже не получится по целому ряду причин, то сама по себе тема событий вокруг газовой политики России, которая была актуальной все прошлые годы, постепенно сходит на нет. Трудно обсуждать то, что утрачено.

То, что Путин и российский режим в целом еще конвульсивно пытаются по инерции что-то продолжать на этом направлении, можно охарактеризовать исключительно как фантомную боль.

Цена на газ в Европе между тем продолжает снижаться. Периодически происходят колебания цены вверх, но в целом тренд на снижение достаточно уверенный. Сегодняшние цены в 280 долларов за тысячу кубометров — самые низкие с весны 2021 года, причем возможен сюжет, при котором цена упадет даже ниже 200 долларов.

Причина комплексная. Во-первых, Европа прошла через переходный период отказа от российского газа. Это классический период «ломки», причем аналогия достаточно точная, так как зависимость от российского газа была недопустимо высокой. Китай, к примеру, с удовольствием покупает российский газ по бросовой цене, но жестко выдерживает контроль над долей российского газа в общем балансе. Европейцы, предыдущие поколения политиков которых кремлевская братва банально развратила и коррумпировала, наплевали на вопросы безопасности и «подсели» на дозу. Но за 2022-2023 год «ломка» прошла, и прошла достаточно успешно. Абстинентный синдром завершился.

Во-вторых, европейцы действительно снизили потребление энергии. Жесткие ограничения прошлого года и последнего зимнего сезона выработали новую модель поведения домохозяйств, а производства осознали, что постоянные призывы выводить мощности в страны с более дешевой энергией, которые продолжатся уже несколько лет, достаточно логичны, и перенос производственных мощностей в другие страны набирает ход.

Европа решает задачу расчистки своей экономики под новый технологический уклад. Это непростая задача, и кроме того, она связана с ожесточенной конкурентной борьбой с двумя другими строительными площадками — американской и китайской. Тот, кто первый заложит фундамент и построит здание новой экономики, получит преимущество.

Дорогая «зеленая энергия» — это инструмент перехода. Это как раз тот механизм, который принуждает свою индустрию к выводу мощностей и строительству новых.

Дорогая энергия мотивирует к выводу, а компенсационная политика «углеродного налога» — она для мотивации строительства экономики нового уклада. Европа остается крайне важным рынком сбыта, поэтому за право торговать с ней нужно будет заплатить. Компенсационные платежи за «углеродный след» — это и есть механизм, позволяющий поддерживать конкурентоспособность европейского производства. Но с оговоркой — компенсационные выплаты будут идти в первую очередь в отрасли и сегменты экономики нового уклада.

В-третьих, Китай никак не может выйти на рост. «Пандемия ковида» решила задачу борьбы за власть группы Си Цзиньпина, но ценой тяжелейшего удара по экономике, которая и без того находится в очень сложном положении. Прошло полгода, как идут реанимационные мероприятия, но синхронизировать равномерное развитие не удается — какие-то отрасли запускаются, но другие — нет, и это тормозит те, кто как-то начал работать.

Поэтому спрос на энергоресурсы Китая не впечатляет, что давит на цены «вниз». А по цепочке и европейские цены продолжают снижаться из-за избытка предложения.

Вопрос в этом зимнем сезоне. Если он снова будет теплым, тогда в 2024 году рынок энергоресурсов ожидает достаточно серьезная проблема переизбытка предложения при тренде на снижение спроса. В таких условиях рынок начнет укрупняться — самые слабые начнут с него уходить.

Газпром имеет довольно серьезные заделы внутри страны, поэтому совсем катастрофа его не ожидает, но потеря внешних рынков плюс жесткие санкции поставит вопрос о его демодернизации. Поддерживать текущий технологический уровень станет невозможно, а это почти всегда дорога в один конец. Тем более при качестве нынешних управленцев.

Автор — независимый политаналитик Анатолий Несмиян

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *