Кризис и инфляция: что подорожает в этом году?
Как известно, как российским магазинам, так и российским потребителям дефляция может разве что присниться. В то время, как во всем цивилизованном мире ценники переписываются в меньшую сторону, Россия страдает от всплеска инфляции. Дорожает все: продукты питания, лекарства, коммунальные платежи, бытовая техника, автомобили и так далее. Перечислять можно долго — прогнозы на 2009 год читайте ниже.
Шоколадом лечить печаль
Михаил Чкаников, «Российская Бизнес-газета» №685 от 30 декабря 2008 г.
В этом году Россия обскакала Европу по темпам роста потребительских цен на продовольствие. По данным Росстата, за 11 месяцев этого года на отечественных прилавках еда подорожала в среднем на 16,5 процента, а в ЕС — лишь на 3,9 процента. И в следующем году, вполне возможно, нам удастся сохранить это сомнительное «лидерство».
Любопытно, что сильнее всего за прошлый год у нас подорожал хлеб — почти на четверть. Хотя продовольственное зерно подешевело с весны в 2-2,5 раза. В ЕС, кстати, булки повысились в цене за это время всего на 6,2 процента. Причем зерна в нашей стране и в прошлом сезоне было более чем достаточно. Вслед за хлебом в лидерах повышения цен в России — мясо, которого у нас производится недостаточно. Оно поднялось на 21,5 процента, тогда как в Европе — на 5 процентов. Так что еда дорожает у нас быстрее, чем в Европе, и есть основания предполагать, что эта тенденция продолжится.
Рост доллара и евро по отношению к рублю ведет к росту цен — треть провианта приходит в Россию из-за рубежа. Повышение цен на кредитные ресурсы неизбежно влечет за собой рост цен практически по всей цепочке — от свинарника до супермаркета. Проблемы с оборотными средствами, возникшие в торговых сетях, вызвали увеличение сроков возврата денег поставщикам товара. А те в ответ тоже стремятся поднять цены, чтобы, в свою очередь, не остаться без денег. Все это будет толкать цены вверх.
Кроме того, рост тарифов повысит себестоимость сельскохозяйственного и перерабатывающего производства. Насколько компенсирует эту тенденцию некоторое снижение цен на моторное топливо, пока неизвестно.
И, наконец, если снижение платежеспособного спроса будет существенным, то по части номенклатуры продовольственных товаров произойдет сокращение производства, а вследствие этого по сложившейся в нашей стране традиции — рост отпускной цены за единицу продукции. Просто потому, что накладные расходы распределятся на меньшее количество килограммов, декалитров или чего-нибудь еще.
Впрочем, есть сектора продовольственного рынка, в которых производители планируют на следующий год рост. Участники рынка шоколада рассчитывают на рост продаж на 30 процентов. По их мнению, им граждане будут «лечить печаль» во время экономических потрясений. С учетом того, что сырье импортное, повышение цен в такой ситуации неизбежно. (прим. автора КК — Не знаю, как у вас, а у нас шоколад подорожал примерно на 15-20%)
Маркетологи говорят, что на пике кризиса возрастет потребление крепкого алкоголя. Впрочем, подорожают, скорее всего, только элитные напитки. Водка, напротив, продолжит движение в «тень» и подешевеет. Осенью текущего года часть легальной водки, по подсчетам экспертов, стали производить из нелегального спирта. Если рынок потребует больше дешевого алкоголя, производители выдадут его на-гора.
Любопытная ситуация складывается на хлебном рынке. Независимые эксперты полагают, что массированная государственная поддержка производителей зерна приведет к дисбалансу в этом секторе. Уже сейчас пшеница после долгого падения подвинулась вверх, мука продолжает падать в цене, а хлеб мелкими шажками дорожает. Скорее всего, батоны и буханки не остановятся до тех пор, пока с самых верхних этажей власти ценам не прикажут: «Стоять!»
Большой потенциал роста есть у мяса птицы. Намерения правительства снизить ввоз курятины в следующем году на 300 тысяч тонн продиктованы необходимостью поддержать отечественных производителей. Те, в свою очередь, обещали покрыть возникающий дефицит за счет использования незадействованных мощностей. Кажется, что без повышения отпускной цены и здесь не обойдется.
К тому же ввоз может сократиться гораздо существеннее. Главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко заявил недавно, что не намерен отзывать свой фактический запрет на реализацию мяса птицы, тушки которой обеззараживали соединениями хлора. В таком случае почти вся американская курятина, а это не меньше четверти общероссийского потребления, попадет с 1 января 2009 года под запрет. На рынке может образоваться глубокий дефицит, который неминуемо приведет к шквальному росту цен.
Также из-за заботы об отечественных свиноводах ввоз внеквотной свинины сократится на 200 тысяч тонн. Это отразится, скорее всего, на рецептуре колбас. Вместо дешевых импортных обрезков в фарш будут класть более дорогое мясо, если найдут его в России. Такая колбаса резко подорожает.
Настоящее молоко по идее должно подорожать. Вступил в действие технический регламент на молоко и молочную продукцию, который требует именовать то, что произведено с использованием сухого молока, молочным напитком. Вот он, по прогнозам, подешевеет. Но его будет на рынке около 15 процентов.
Растительного масла у нас в стране достаточно. И оно уже сейчас чуть снижается в цене даже в рознице. Сахар, потребность в котором отечественные производители покрывают на 50 процентов, на мировом рынке сейчас дешев. Некоторые инвесторы даже высказывают намерения вложить в него деньги — с надеждой на то, что он рано или поздно подорожает.
В целом же розничные цены в России, как пешки в шахматах, назад не ходят. Даже если вся цепочка производителей снижает их, торговля забирает маржу себе, но цены не опускает.