Фатальная ошибка нашего ЦБ. Ключевые ставки по миру – как Россия выглядит на фоне остальных
Колоссальную ошибку совершил российский ЦБ. Или таков и был план? Впрочем, обо всем по порядку.
Ну что, осталась на нашей милой планете лишь одна страна, где за пользование деньгами еще и доплатят. В Японии ключевая ставка с 2016 года держится на уровне -0,1%. Весь остальной мир от политики нулевых ставок отказался под натиском инфляции.
Если раскрасить карту в зависимости от учетных ставок центральных банков, получается вот такая картина:
Выводов по карте у меня всего три:
1. Страны глобального Юга до сих пор неконкурентны
Южная Америка не смогла справиться с высокой инфляцией и вынуждена поддерживать хоть какой-то монетарный порядок высокими ставками. Локомотивные экономики континента не самостоятельны, а Китай пока недостаточно силен, чтобы вытащить их из кризиса. Но, судя по передвижениям главы Бразилии (ставка 13,75%), определенные договоренности на этом поле есть. Аргентине с их 97% остается только посочувствовать.
В Африке заслуживает внимания Алжир — одна из немногих стран, сохранивших плановый характер экономики. Как нефтедобывающая страна, Алжир зарабатывает в основном на продаже углеводородов. Но при этом стимулирует инвестиции в другие сектора, поддерживая ключевую ставку на уровне ниже европейского — всего 3%. Разумеется, ценой инфляции — она последние год в Алжире плавает в диапазоне 8-10%.
Наш партнер по БРИКС, Южная Африка, зачем-то держит ключевую ставку выше уровня инфляции. Годовой диапазон роста цен — 6,5-7,8%. Ставка — 8,25%. Запретительно высокая для страны с кластерным развитием, где бедные провинции были бы рады любой лишней копейке.
2. Четко видны 2 центра силы — Европа и Китай.
Союз Макрона и Китая — основной тренд на ближайший год. Несмотря на риски стагфляции, то есть экономического спада в комплекте с высокой инфляцией, Европа не спешит поднимать ставки на запретительный уровень, чтобы облегчить положение столкнувшегося со снижением уровня жизни населения. ЕЦБ застыл на 3,75% как будто в ожидании внешней помощи. И уже не от США. У Китая ставка чуть ниже европейской — 3,65%.
Северная Америка перестала быть конкурентной. Ставка американского Федрезерва — 5,25%. В Канаде — 4,75%. С такими ставками экономический рост возможен лишь на дотациях и методах недобросовестной конкуренции, чем и занимаются американцы. Вспоминаем закон Байдена об инфляции, поддержку выделенных отраслей и откровенное переманивание европейского бизнеса под гарантии низких издержек.
Удивительно ведет себя Британия. Банк Англии поддерживает учетную ставку на уровне ниже американского даже ценой ослабления фунта и высокой инфляции. Ставка 4,5% при инфляции 8,7% и росте цен на продукты 19% в годовом выражении. Фунт красиво смотрится на многолетнем графике:
За последние 50 лет соперничество со Штатами ничего хорошего британцам не принесло.
Россия не смогла воспользоваться периодом передышки
По итогам апреля мы гордо носили статус страны с самой низкой в Европе инфляцией — 2,3%. По итогам мая входим в топ-3 таких стран, уступая лишь Швейцарии и Лихтенштейну. Если посмотреть на годичную динамику инфляции, у нас было 3 месяца, чтобы накачать пресловутый «реальный сектор» экономики дешевыми деньгами:
В марте-мае легко можно было уронить ставку на околонулевой уровень, принести в экономику деньги. А к концу лета — началу осени, когда проинфляционные факторы возьмут верх, вздернуть ключевую ставку на прежний или даже более высокий уровень.
Но… ЦБ предпочел журавлю в небе синицу в кулаке. Да так зажал ее, бедную, чтоб и думать не смела вырваться. На фоне Европы, Китая и даже Штатов российская ключевая ставка 7,5% выглядит как приговор любому не связанному с армией и углеводородами экономическому росту.
Результат не заставил себя ждать. Экс-зампред ЦБ Михаил Сухов уже отрыто говорит о грядущих массовых дефолтах бизнеса:
— Некоторые компании могут не найти своего места в новых реалиях. Дефолты могут произойти, например, в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности и в отдельных видах жилищного строительства.
Выводы делайте сами.