Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Восток и запад: станет ли ЕСГ общероссийской? Михаил Крутихин

Газопровод Сила Сибири

Перспективы соединения газотранспортной инфраструктуры на востоке России с нацеленной на запад Единой системой газоснабжения обсуждали на прошлой неделе на научном семинаре в Московской школе экономики при МГУ. Представители Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП РАН) выступили с идеей строительства перемычки между сетями в Кемеровской области и газопроводом «Сила Сибири» вместо строительства магистрали «Сила Сибири-2» с Ямальского полуострова через Монголию в Китай.

Идея не нова, и обсуждается давно. При разработке Обоснования инвестиций в «Силу Сибири» в 2012 году экономика восточного газового экспорта просчитывалась газпромовскими экспертами больше чем в двух десятках вариантов, и объединение восточной и западной инфраструктуры рассматривалось как возможный сценарий. В любом случае, именно на такую перспективу ориентируются интересы российского руководства.

В 2006 году Владимир Путин во время визита в Китай заявил, что в течение нескольких лет будут построены газопроводы, которые погонят в КНР газ из Восточной и Западной Сибири. А 1 сентября 2014 года, выступая на встрече со студентами Северо-Восточного федерального университета в Якутске, он сказал: «После того, как мы создадим сеть газопроводов здесь, на Дальнем Востоке, в Сибири, у нас будет возможность соединить европейскую часть газопроводной системы с восточной, и это, с точки зрения экспортных возможностей, с точки зрения расширения географии газификации собственной страны, даст большие преимущества осуществлять перетоки в зависимости от ситуации на мировых рынках — либо на запад побольше, поэффективнее, либо на восток».

(Трудно сказать, согласятся ли китайцы на роль такого «буфера» в московских планах. На их мнение о проекте несомненно влияет поведение российского поставщика в Европе, откуда «Газпром» ушёл, нарушив контрактные обязательства).

Конкретная цель «Газпрому» была поставлена в декабре 2019 года, когда президент поручил ему начать подготовку технико-экономического обоснования (ТЭО) и проектирование газопровода в Китай через Монголию. Будущая трасса приобрела известность как «Сила Сибири-2». Весной 2020 года Путин согласился с предложением главы «Газпрома» о начале проектирования трассы, и месяц спустя компания объявила, что утвердила технико-экономический анализ проекта. Объявлен и срок начала строительства – 2024 год.

«Газпром» не сообщает, хватило ли ему трёх с лишним лет, чтобы подготовить ТЭО. В августе прошлого года этого документа ещё не было. Судя по письму первого заместителя министра энергетики Павла Сорокина в Думу за 22 августа 2022 года, компания продолжала ведомственную экспертизу не ТЭО, а предынвестиционного исследования «Обоснование инвестиций строительства газопровода в Китайскую Народную Республику через территорию Монголии».

«При этом, — отметил Сорокин, — сроки реализации проекта и его основные технико-экономические показатели будут окончательно определены после подписания обязывающих соглашений с китайскими партнёрами». А соглашений этих, как и простого, ясно выраженного согласия Пекина с проектом нет. Отсутствует газ «Силы Сибири-2» и в прогнозах национального газового баланса на пару десятилетий вперёд, сделанного властями КНР.

Вот кто согласен с проектом, так это монголы. Они не только с радостью приняли предложение России о поставках им ямальского газа, но и согласовали трассу трубопровода, который на их территории называется теперь «Союз Восток». Однако Монголия с ее малым потенциалом потребления газа – не оправдание колоссальных (хотя и не объявленных пока официально) затрат на строительство «Силы Сибири-2».

Предложение ИНП РАН сводится к тому, чтобы начать поставки ямальского газа в восточном направлении без строительства новой магистрали через всю Восточную Сибирь и даже без выхода в Китай. От крайней восточной компрессорной станции ЕСГ в Проскокове Кемеровской области можно было бы проложить трассу в Иркутскую область с возможным охватом потребителей в Красноярске и соединить её с Ковыктинским месторождением, откуда начинается «Сила Сибири». Далее можно построить газопровод из Амурской области, где находится газоперерабатывающий завод «Силы Сибири», до соединения с трассой Сахалин-Владивосток в Хабаровске.

Таким образом газ Ямала, который «Газпром» не стал продавать в Европе (построив туда гигантскую разветвлённую инфраструктуру), сможет выполнить несколько задач:

— спасти контракт «Силы Сибири», где месторождения Чаянда и Ковыкта не могут поставлять обещанный объём газа в течение 30 лет;

— обеспечить обещанные китайцам поставки по дальневосточном маршруту, заменив на нём сахалинский газ с его неясными перспективами;

— создать предпосылки для строительства мощностей по сжижению и экспорту газа на побережье Тихого океана.

Сценарий этот тоже не лишён изъянов. Мощность ведущих к Проскокову газопроводов пока недостаточна, и по всему маршруту от Ямала придётся прокладывать новые трассы и строить новые компрессорные станции, начиная со связки на Ямале от Бованенкова до Ямбурга. И главное – найти на это средства в условиях непростого финансового положения «Газпрома» и напряженной ситуации с федеральным бюджетом России.

Независимый нефтегазовый аналитик Михаил Крутихин, Gas&Money 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *