В России наблюдается дефицит долларов и волатильность акций третьего эшелона

Приток иностранной валюты в Россию продолжает стремительно сокращаться вместе с доходами от экспорта сырья.
В феврале крупнейшие компании экспортеры продали на Московской бирже лишь $7,8 млрд валютной выручки, отчитался ЦБ РФ в «Обзоре рисков финансовых рынков». По сравнению с январем ($10 млрд) продажи упали на 22%, а относительно декабря ($15 млрд) — более чем вдвое.
Приток основных мировых валют — доллара и евро — схлопнулся еще сильнее. Если перед началом СВО в них проходило 87% расчетов за экспорт, то к февралю — лишь 48%. Почти половину сделок российские экспортеры проводят в китайских юанях и российских рублях, утверждает ЦБ.
Валютные доходы российской экономики падают из-за снижения цен на нефть и газ, а также перехода «нефтяных компаний на новые схемы поставок и расчетов», который приводит к «росту издержек», объясняет центробанк.
Как итог: в конце февраля на валютном рынке возник «временный дефицит долларовой ликвидности», пишет ЦБ в обзоре:
«Отчасти это было вызвано также ужесточением комплаенс-процедур со стороны иностранных банков-контрагентов», — поясняет регулятор: рынок ждал нового пакета санкций Евросоюза, в рамках которого были отключены от SWIFT крупные частные банки — Росбанк, Альфа-банк и «Тинькофф».
Озаботился ЦБ и необоснованной волатильностью на фондовом рынке:
«На рынке акций третьего эшелона Московской биржи с начала года возросло число случаев краткосрочного взрывного роста и последующего спада волатильности и объема торгов низколиквидными ценными бумагами. Значимые ценовые колебания происходили на фоне повышенного спроса со стороны розничных инвесторов и отсутствия каких-либо новостей со стороны эмитентов», — говорится в докладе
Повышенная волатильность ряда акций третьего эшелона стала особенно заметна в феврале, когда отдельные бумаги взлетали на десятки процентов без новостей, а затем так же быстро откатывались назад. Эти аномалии — следствие «эмоционального» инвестирования на тонком рынке без маркетмейкеров, комментировал ранее директор департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях.
«Мы связываем это в большей степени с текущими особенностями этого рынка, обусловленными тем, что более 80% участников торгов — это физические лица. Более того, это физические лица, которые используют принципы эмоционального инвестирования. Они в большей степени подвержены эмоциональному, нежели рациональному инвестированию, и входят в бумаги на каких-то ожиданиях», — отмечал Лях, добавляя, что корреляция резких изменений котировок с раскрытием информации эмитентами отсутствует.
«Такие резкие пики связаны с тонким рынком. Тонкий рынок — это отсутствие ликвидности. Плюс, в такого рода инструментах второго и третьего эшелонов большая ликвидность сосредоточена, как правило, в первые полчаса после открытия, либо в нескольких других периодах в течение дня. В течение всего времени там нет существенной ликвидности. Поэтому небольшим объемом денежных средств, вложений на рынке можно достаточно сильно изменить котировки», — обращал внимание глава департамента ЦБ.
Зачастую в первые полчаса после открытия, пока есть хоть какая-то ликвидность, инвесторы «выгребают» ее и забирают бумаги, акция упирается в планку и стоит на ней до конца дня, если биржа не изменит риск-параметры торгов с целью нейтрализовать избыточную волатильность, пояснял он.